0+
Публикации в СМИ

Нестандартный спортивный инвентарь- средство развития двигательной активности детей

Нестандартный спортивный инвентарь- средство развития двигательной активности детей.

Головкина Татьяна Валентиновна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Дом детского творчества №5"
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Краткое описание: Творческая разработка

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества № 5»

Творческая разработка

«Нестандартный спортивный инвентарь- средство
развития двигательной активности детей»

Автор - составитель:
Головкина Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования

Новокузнецкий городской округ

СОДЕРЖАНИЕ

1
Введение
3
2
Использование нестандартного спортивного инвентаря в развитии двигательной активности детей
6
2.1
Виды и назначение нестандартного спортивного инвентаря
6
2.2
Игры с использованием нестандартного спортивного инвентаря
10
3
Заключение
14
4
5
Список литературы
Приложение
15
16





Введение

«Чтобы сделать ребенка
умным и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым!»
(Народная мудрость).

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Проблемы экологии, занятость родителей, недостаточно активный образ жизни семьи – всего этого недостаточно для укрепления физического здоровья ребенка. Общепринятым является тот факт, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за партами и столами. В нашей практике мы убеждаемся в общей малоподвижности детей, которое выражается в нежелании принимать участие в подвижных играх и в снижении интереса к занятиям активными видами спорта. Но для растущего детского организма решающее значение имеет двигательная активность, которая является естественной потребностью организма человека.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим [3].
Согласно требованиям, отраженным в следующих документах, таких как:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014);
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года, одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (извлечение);
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи"
развитие физической культуры детей способствует формированию различных физических навыков и умений, укрепляет физическое и психическое здоровье детей, позволяют осуществлять профилактику таких негативных проявлений как употребление алкоголя и наркотиков, девиантное и делинквентное поведение; а также способствует социализации личности школьника; дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества. Физические упражнения способствуют формированию добросовестного отношения к учебе, чувства ответственности и долга, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, волю к победе.
Физическая культура стимулирует резервные возможности организма и способствует одновременному физическому, психическому и интеллектуальному развитию детей. Для того чтобы развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, нужна развивающая, специально оборудованная предметно-двигательная среда, которая способствовала бы не только укреплению здоровья, но и психофизическому развитию детей, и тем самым удовлетворяла бы их естественную биологическую потребность в движении. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека.
Исходя из выше перечисленного, перед педагогами встает актуальная проблема: как повысить у детей общий интерес к физическим упражнениям и мотивацию к двигательной активности в целом. Решение этой проблемы, на наш взгляд, видится в совокупности социально-педагогических условий.
Важным направлением в формировании и развитии интереса к движению, как жизненной потребности (быть ловким, сильным, смелым, здоровым), является правильно организованная двигательная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть целесообразной, полифункциональной, динамичной, трансформируемой.
Основная форма развития двигательной активности детей в системе дополнительного образования – это, прежде всего занятия физкультурно-спортивной направленности.
Толстой Л.Н. подчеркивал, что «ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно» [7]. Поэтому очень важно, чтобы такие занятия были содержательными, интересными, увлекательными и эффективными для детей. Файнштейн С.Я. утверждал, что «ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия» [9, с.7]. Исходя из этого, в целях развития и поддержания интереса к занятиям необходимо позаботиться о подборе разнообразного физкультурного оборудования.
В настоящее время можно наблюдать огромный ассортимент спортивного инвентаря и оборудования, изготовленного в соответствии с ГОСТами, но зачастую это слишком дорого и не всегда удовлетворяет запросам (громоздко, наличие посторонних запахов, не подходит дизайн и т.д.). Однако, если есть желание и немного фантазии, можно без особых материальных или финансовых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале или дома.
Создание нестандартного спортивного инвентаря – это всегда творчество, изобретение нового: по дизайну, по способу действий, предназначению, это всегда дополнительный стимул к совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы.
Целью создания и использования нестандартного спортивного инвентаря является – развитие двигательной активности детей.
Задачи:
1. формирование устойчивого интереса к учебным занятиям в целом, и к разным видам движения, в частности;
2. более легкое и успешное освоением детьми основных видов движения;
3. повышение эффективности выполнения различного рода физических упражнений;
4. улучшение эмоционально-позитивного фона взаимодействия в детских коллективах.
В данной разработке обобщен опыт сотрудничества педагога дополнительного образования с родителями учащихся в области создания нестандартного инвентаря и оборудования, их применения в образовательном процессе танцевально-спортивного объединения «Импульс» Дома детского творчества № 5.
Технологичность данного пособия по применению нестандартного спортивного инвентаря на учебных занятиях и в досуговых мероприятиях спортивной направленности заключается в возможности ее практического использования в различных учреждениях общего и дополнительного образования, организующих и осуществляющих работу по укреплению здоровья детей. Так же, на наш взгляд, данное пособие может быть интересно родителям, как «руководством к действию» по созданию и активному использованию «уникальных игровых предметов» в совместных играх с детьми при условии проявлении собственной фантазии и творчества.



2. Использования нестандартного спортивного инвентаря в развитии двигательной активности детей

2.1. Виды и назначение нестандартного спортивного инвентаря

Нестандартный инвентарьэто инвентарь немассового производства, изготовленный из бросового материала и иных подручных или вспомогательных средств собственными руками.
Бесполезные, на первый взгляд, предметы (футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, нитки, палочки, бисер, фломастеры, пуговицы, лоскутки ткани) превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и игр. Спортивно-игровое нестандартное оборудование и инвентарь призваны расширить и закрепить знания ребенка о мире предметов и их многофункциональности; помогают ощутить себя в пространстве, ориентироваться в нем; создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий; приучают применять предметы спортивно-игрового нестандартного инвентаря в самостоятельной деятельности; пробуждают интерес к спортивным играм, занятиям, расширяют круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Оригинальность нестандартного спортивного инвентаря – это несомненное достоинство, отличающее его от типовых, массовых образцов. Поэтому оно никогда не бывает скучным, лишним и неинтересным. Это скорее физкультурно-игровое оборудование, дающее возможность ребёнку свободно переходить от чисто двигательной деятельности к игровой, и наоборот. Рациональный подбор спортивного инвентаря и оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
Важно помнить, что к нестандартному спортивному инвентарю и оборудованию предъявляются определенные требования:
- должны соответствовать гигиеническим и техническим требованиям: быть легкими в обращении и уходе за ними, прочными и безопасными;
- должны выполнять свою развивающую роль, быть динамичными, трансформируемыми, полифункциональными;
- способствовать формированию эстетического вкуса.
Созданный педагогом при участии родителей нестандартный спортивный инвентарь для развития двигательной активности детей условно можно разделить на несколько групп:

Для укрепления мышц ног и спины, развития правильной осанки, массажа ступней ног и рук, координации движений, внимания и профилактики плоскостопия
- ребристая дорожка, дорожки со «следами»;
- коврики «Змейка», «Морские камушки» с нашитыми в определенном порядке пуговицами, бусинками, пробками;
- цветные ленточки разной толщины, цветные платочки (зажимая пальцами ног, дети складывают их в ведёрко, «танцуют» в воздухе).
Фото 1-2. «Дорожки здоровья» («Следы», «Морские камушки», «Ребристая», «Весёлая змейка»).
Для развития координации движений, ходьбы и перепрыгивания, для устойчивости в статическом положении:
- «Морская звезда» (мягкие модули с узелковым узором из шнура).
- разноцветные «Грибочки и пенечки».
При изготовлении перечисленных пособий используются различные баночки, которые можно наполнить разноцветными бусами или обклеить цветной бумагой. Дополнить можно разноцветными колпачками или шляпками.
Используются для перешагивания, бега змейкой, для развития умения прыгать ноги врозь, мягко приземляться.

Фото 3. «Грибочки и пенечки».

- «Цветные косички и гимнастические ленточки» (Фото 4).
«Цветные косички» выполнены в виде косы из разноцветных лент, на концах связаны. Используются при выполнении ОРУ, в подвижных играх для развития ловкости, координации движений.
«Гимнастические ленты» – атласные ленты прикреплены с помощью маленьких «карабинов» к палочке. Длина палочек – 30-40 см, длина ленты - от 150см (5-6 лет) до 400см (7-14лет), используются для развития координационных способностей, для выступлений на праздниках и развлечениях.

Для развития глазомера, меткости

- -«Веселый жук», «Солнышко», «Липкие рукавички».
Пособия способствуют развитию координации движений, глазомера, ловкости, дальности броска, умения играть в команде, созданию положительных эмоций. Данный инвентарь выполнен из яркой цветной ткани и наполнителя (для создания объёма фигур). Отдельно из контрастной ткани шьются маленькие мячики. На поверхность фигур и мячиков нашиваются «липучки». Варежки шьются по выкройке, с внутренней стороны каждой варежки крепят несколько «липучек», на мячик так же приклеивается «липучка».
Фото 5. «Веселый жук», «Липкие рукавички», «Солнышко».

- «Поймай рыбку».
Пособие изготавливается из нижней части пластиковой бутылки, к которой при помощи лески крепится капсула «киндер-сюрприза», украшенная цветной бумагой.


Для игрового массажа и силовых упражнений

Массажер «Веревочка здоровья». повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует работу мышц и суставов. Состоит из плотно нанизанных на леску или эластичную резинку (длина – 21 см) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам - две ручки (можно использовать ручки от скакалок).

Фото 6. Массажер «Веревочка здоровья».

Для обучения основным видам движений, для развития сноровки, внимания, ловкости, на закрепление цвета, формы, для увеличения моторной плотности занятия.

- «Парашют» (фото 7).
Представляет собой круг диаметром от 3 до 5 метров, сшитый из легкой ткани, разделенный на сектора разного цвета, по краю находятся ручки, в середине вырезан небольшой круг для выхода воздуха.
- «Снежные комочки» (выполнены из мягкого наполнителя или синтепона);
- поролоновые мячи.
Можно использовать при ходьбе змейкой между мячами, бросании мяча вдаль двумя руками из-за головы; толкание мяча головой перед собой – «бульдозер»; при перешагивании через мячи; при перебрасывании мяча друг другу из разных положений.





2.2. Игры с использованием нестандартного инвентаря
«Соберись в букет» – дети под музыку выполняют подскоки с лентами в руках, с окончанием музыки должны встать около «пенечка» того цвета, какого ленты.
«Найди свой цвет» – дети под музыку бегут по залу с ленточками в руках, кружатся, выполняют подскоки. С окончанием музыки встают около «пенечка» такого цвета, какого у них ленточки (руки вверх).
«Найди себе пару» – у детей ленточки в руках. Они выполняют подскоки под музыку, различные ритмичные движения, кружатся, бегут по залу мелкими семенящими шагами. С окончанием музыки должны найти пару с такими же (по цвету) ленточками в руках.
«Кто быстрее соберет» – игра-аттракцион. На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер-сюрпризов или цветные крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – кто быстрее. Вариант 2: собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.
«Чья команда быстрее» – игра-аттракцион (командная). То же, что и в игре 4, но участвуют несколько человек (2-3 или 3-4).
«Собери зерно» - игра-аттракцион. Крышки или капсулы от киндер-сюрпризов разбросаны по всему залу. Собирают командой в ведерко или корзину. Одна команда крышки, другая – капсулы.
«Чья команда быстрее соберет шишки» – игра-аттракцион. В обруче лежат шишки (равное количество). По сигналу дети собирают шишки в ведерко, кто быстрее. Участвует 2-3 команды по 2-3 человека в каждой.
«Лети, как бабочка» – у детей в каждой руке ленточка. Звучит музыка, дети разводят руки в стороны и летят, как бабочки (бегут легко, на носках). С окончанием музыки, приседают на корточки («садятся на цветок»).
«Чья бабочка быстрее прилетит на цветок» – командная игра. Дети летают, как бабочки по залу. В руках у них ленточки. С окончанием музыки команды быстро летят к своему «цветку» (заранее обговаривают у кого какой цветок).
«Колпачок» – используют в качестве пособия для профилактики нарушения осанки. Дети встают на одну линию, на голову ставят колпачок. По команде идут до ориентира. Выигрывает тот, кто не уронил колпачок.
Вариант 2. Дети встают в круг вокруг «колпачка» - ребенок, на голове которого колпачок. Идут по кругу и говорят слова:
«Дети шли, шли, колпачок нашли.
Чок, чок, чок, чок!
Где стоит твой колпачок?
Не зевай, не зевай, колпачок занимай».
Выигрывает тот, кто быстрее остальных встанет около «колпачка», он встает в центр и надевает колпачок.
«Ловишки с лентами» или «Хвостики» - дети сзади прикрепляют ленточку, убирая один конец в шорты или за пояс, под музыку убегают от ловишки. Тот, у кого ловишка сорвал «хвостик» – выбывает из игры. С окончанием музыки игра прекращается, дети выполняют упражнения на восстановление дыхания, и выбирается новый водящий – ловишка.
«Чья дорожка длиннее» - можно проводить в виде эстафеты. У каждого участника в руке веревочка. Каждый участник игры добегает до ориентира и кладет веревочку, следующий участник кладет веревочку рядом. Так повторяется до тех пор, пока все участники эстафеты не выложат дорожку. Подводятся итоги. Побеждает та команда, которая быстрее закончит, и чья дорожка окажется длиннее.
«Перепрыгни через ручейки» – параллельно кладутся две веревки – «ручеек». Можно выложить несколько ручейков разной ширины и провести соревнования – «Перепрыгни через ручейки».

Подвижные игры с пособием «Парашют»

В основе физкультурно-оздоровительной работы с пособием «Парашют» лежит органическая взаимосвязь музыки, движения и речи. Основной структурной единицей занятий с «парашютом» является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
Игры с парашютом решают следующие задачи:
- развивают слуховое и зрительное внимание, быстроту реакций, ловкость, скорость, эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу; активизируют двигательные навыки, учат сочетать движения со словами и музыкой;
- формируют умения удерживать красивую статичную позу, ориентироваться в пространстве;
- воспитывают эмоциональную отзывчивость, умение перевоплощаться, действовать согласовано.
Игра «Карусель»
Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие эмоциональной сферы и чувства сопричастности общему делу.
Описание игры. Расстелить парашют на полу, растянуть по всей окружности. Дети берутся одной рукой (сначала левой, потом правой) за край парашюта и вместе с педагогом двигаются по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели (дети идут на носочках медленно).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (темп движения нарастает и переходит в бег).
Тише, тише, не спешите -
Карусель остановите (дети постепенно останавливаются).
Раз, два, раз, два -
Повернулась детвора (участники делают поворот и берутся другой рукой за парашют; направление движения меняется).
Раз, два, раз, два -
Вот и кончилась игра.

Игра повторяется 2-4 раза.

Игра «Пустое место»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания.
Описание игры: дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук.
(Все дети останавливаются. Ребёнок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» Ведущий называет свое имя и продолжает).
Ведущий. Ты стоишь ко мне спиной
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас порезвей -
Прибежит домой быстрей?
(Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у парашюта.)
Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Волна»
Цель: развитие мелкой и средней моторики, слухового внимания, координации, совершенствование выдержки.
Описание игры.
Взять парашют двумя руками за края. Поочередное поднимание и опускание рук, чтобы получались волны. На счет раз - работать в лучезапястном суставе (мелкая волна). На счет два - сгибаем руки в локтях (крупная волна). На счет три - поднимаем руки вверх, образуется купол. На счет четыре - руки заводим за себя, приседаем на корточки и зажимаем парашют под коленями. На счет пять – встаем. Игра повторяется 2-3 раза.

Гимнастика «Морские животные»
Цель: развитие мелкой моторики.
Описание игры. Опустить парашют на пол, встать лицом к центру.
Жил да был один дельфин
(ладони сложены перед грудью, плавные движения влево-вправо)
Два конька дружили с ним
(ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх-вниз)
Приплывали к ним киты и акулы, и моржи
(руки сложены накрест, взмахи ладонями)
Те учили их считать
(сжимаем-разжимаем кулаки).
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики, начиная с большого пальца).
Игра повторяется 2 раза.
Еще раз потянуться. Встать, похлопать в ладоши.
«Парашют» Одновременное легкое поднимание и опускание рук, создавая купол парашюта.
«Кто быстрее» Дети одновременно поднимают руки вверх, двое, по указанию педагога, в это время под парашютом меняются местами.
«Клоун» Дети одновременно поднимают руки вверх, один, по указанию педагога, встает в центре парашюта, чтобы голова прошла в отверстие в центре парашюта.
«Море волнуется…» Держась за ручки парашюта, делают движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура, замри…» изображают самостоятельно придуманную фигуру, не отпуская парашют. Для усложнения: изображение фигуры, стоя на одной ноге.

Заключение
Исходя из практического опыта деятельности, следует отметить, что использование на занятиях и в досуговых мероприятиях нестандартного спортивного инвентаря или оборудования дает свои определенные положительные результаты (метод наблюдения, бесед с детьми и их родителями, анкетирование):
- у детей формируется устойчивый интерес к учебным занятиям в целом, и к разным видам движений в частности;
- дети разных возрастных категорий более легко и успешно осваивают основные виды движений: различные виды ходьбы, бега, ползания, лазания; упражняются в равновесии, бросании, метании и ловле мячей.
Благодаря сочетанию и рациональному использованию обычного стандартного оборудования и нестандартного инвентаря возрастает моторная плотность занятий, значительно повышается мышечный тонус детей, двигательная активность и эффективность выполняемых детьми упражнений.
Значимым результатам является улучшение социально-психологического климата и эмоционально-позитивного фона взаимодействия в детско-родительском коллективе.
Применение данных атрибутов и пособий на практических совместных занятиях и различных досуговых мероприятиях взрослых и детей, наглядно убеждает большую часть родителей в необходимости создания и активном использовании нестандартного спортивного инвентаря в домашних условиях.

Список литературы
1. Березовская, Р.А. Никифоров Г. С. Отношение к здоровью [Текст]/ Г. С. Никифорова // Психология здоровья. - 2003. – С. 100 – 110.
2. Вераксы, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. «Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» / Инструктивно-методическое письмо – приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2000г. № 65/23-16/
4. Динейка, К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка [Текст] / К.Динейка.- Минск, 1982.-143 с.
5. Доскин, В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст] / В.А.Доскин, Л.Г.Голубева.- М.: Просвещение, РОСМЭН, 2006.
6. Дыбина, О.В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич.- М., 2011.
7. Микляева, Н.В. Игровая среда в домашних условиях [Текст] / Н.В. Микляева, Е.А. Решетило, О.Г. Лопатина.- М., 2011
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
9. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
10. Сивачева Л.Н. «Спортивные игры с нестандартным оборудованием» - М.: 2001г.
11. Фадеева, Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим [Текст] / Ю.А. Фадеева. - М., 2012
12. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года, одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года (извлечение)
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014);

Приложение
Упражнения с игровым пособием «Парашют»

«Дорожки здоровья»– необходимое оборудование на занятии

«Грибочки» и «пенечки» не только повышают настроение…
«Лови, кидай, упасть не давай…»
Игровые парные упражнения с липкими рукавичками

Даже взрослые


Дополнительное образование