Публикации в СМИ

Открытый урок по физике "Электрические явления", 8 класс


Открытый урок по физике, 8 класс.

тема «Электрические явления»

Цели урока:
  • закрепить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме “Электрические явления”.
  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;
  • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике.
Задачи урока:
Образовательные:
  • закрепление понятий: “Сила тока”, “Напряжение”, “Сопротивление”.
  • развитие навыков сборки электрических цепей с помощью программы – конструктора “Начала электроники”;
  • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
  • развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
  • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
Развивающие:
  • развивать: умение применять знания теории на практике;
  • развивать: наблюдательность, самостоятельность;
  • стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.
Планируемые результаты:
Познавательные : формирование проблемы, поиск информации, построение речевых высказываний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, анализировать и обобщать изученную информацию.
Личностные: повышение мотивации учебной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самоопределение, ценностно-смысловые установки обучающихся, проявление настойчивости в достижении цели.
Коммуникативные: умение выразить свою мысль, организация учебного сотрудничества между учителем и сверстниками. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Регулятивные: самоконтроль, самооценка, целеполагание.
Метапредметные: формирование умения работать в парах с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды.
Предметные :
Знать: физические понятия «электрический ток» , «характеристики электрического тока», «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «мощность», «работа электрического тока», «последовательное и параллельное соединение проводников»,строение и принцип работы измерительных приборов и их схематическое обозначение на схеме; правила записи формул в ЭТ Excel. Знание правил ТБ при работе за компьютером.
Уметь: устройство и работу гальванических элементов и аккумуляторов. составные части простейшей электрической цепи выполнять; выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы измерения , проверки; приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях , применять полученные знания и умения для решения практических и расчётных задач; использовать программу “Начала электроники” при сборке электрических цепей.
Тип урока:
интегрированный урок; обобщающий.
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, ПК.
Методы обучения:
  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • проблемные (задачи)

Межпредметные связи:
  • Физика
  • информатика
  • математика

План урока:


1. Организационный момент
(2 мин.)
2. Сообщение темы урока, постановка целей.
(2 мин.)
3.Актуализация знаний
(7 мин.)
4.Практическая часть. Решение физических задач с помощью ЭТ
(20 мин.)
5. Физминутка
(2 мин.)
6.Подведение итогов урока
(3 мин.)
7.Рефлексия
(2 мин. )
8.Домашнее задание
( 2 мин.)






Ход урока
I.Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.)
Преподаватель информатики:
Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас сегодня на уроке, так как урок у нас будет очень интересный и несколько необычный. И это вы поняли потому, что он у нас проходит в кабинете информатики.

Девиз нашего урока: «Знать –хорошо, а уметь - лучше.»

II. Сообщение темы урока, постановка целей.
Преподаватель физики:
На уроках физики, мы изучили очень интересный и важный раздел для жизни человека.
Об этом говорят следующие слова:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды там и тут,
В любом атоме «живут»,
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают
Учитель физики: О чем идет речь в данном стихотворений? Попробуйте сформулировать тему урока и цели. (Молодцы)
Про электричество начнем рассказ
Все вспомним обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипения!
Чтоб лени наблюдалось испарение!
Мозги не доведем мы до плавления,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание, идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И друг другу подсобить всегда сумеем!
Проявим себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “Электрические явления ”, закрепим умение решать задачи с помощью программы Excel, собирать электрические цепи с помощью программы “Начала электроники”.
А теперь откройте тетради запишите число и тему нашего урока.
III. Актуализация знаний (5 мин.).
Перед каждым из вас находится лист самооценки, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.
Лист самооценки.
Ф.И._____________________________
Задание
№ 1
Задание
№ 2
Задание
№ 3
Задание
№ 4
Задание
№ 5
Итого

Твоя оценка: _____
Оценка учителя: _____










Учитель физики: Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, желательно вызвать сильного ученика).
С какими физическими приборами познакомились?
С какими законами познакомились? Молодцы
Устное задание: С помощью данного задания мы проверим как же вы усвоили правила и законы по теме «Эклектические явления»

Задание № 1: « Найди правильную дорогу»
Необходимо каждую величину соединить со своей единицей измерения и названием.
После выполнения задания, проводится самопроверка с ответами на слайде и ставится балл согласно критериям проверки в лист самооценки.
(за каждую правильно собранную дорожку, 1 балл).

Ответы
(Молодцы)
Задание № 2. При дальнейшей работе на уроке, вам понадобятся знания условных обозначений составных элементов электрической цепи. Я предлагаю вам повторить
На экране буду показаны условные обозначения составных элементов цепи, ваша задача, по порядку записать их название в тетрадь, 1 вариант записывает свои названия, 2 вариант - свои.
После выполнения задания, обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку в парах, с ответами на слайде. (за каждое правильно записанное обозначение, ставиться 1 балл).
Преподаватель физики: Молодцы! Вы показали хорошие теоретические знания. А сейчас мы приступим к решению практической части.
IV. Практическая часть. (Решение физических задач с помощью программы – конструктора).
Преподаватель информатики:
А теперь, ребята, пройдите за компьютеры. Сегодня мы предлагаем вам с помощью конструктора «Начало электроники» и «табличного процессора Excel», с которыми вы знакомы, решать задачи по теме «Эклектические явления. И прежде чем приступить к работе, давайте повторим ТБ.
Преподаватель информатики: Техника безопасности за ЭВМ. (видео)
Преподаватель физики:
Задание № 3.
У каждого компьютера лежит карточка с заданием. Вам необходимо собрать электрическую цепь, по предложенному описанию. Но в начале вспомним какие соединения есть и как подключаются приборы в электрической цепи.
Вариант 1
Соберите схему соединения батарейки, двух лампочек и трех ключей, в которой каждой из лампочек управляет свой ключ, а размыкание третьего приводит к выключению обеих лампочек. (ответ)

Вариант 2
Соберите схему подключения двух лампочек к источнику тока так, чтобы перегорание одной не повлияло на работу другой

Преподаватель информатики:
Для решения данного задания вам не понадобятся физические приборы. Программа – конструктор “Начала электроники” поможет вам собрать цепь из виртуальных приборов. На экране ПК вы увидите, правильно ли вы собрали цепь. Если неправильно, то прибор “перегорит”, а если всё верно, то лампочки будут светиться. (за правильное выполнение задания в листе самооценки вы ставите себе один балл, если цепь собрали неправильно – 0 баллов).
(снятие напряжения с глаз)
Продолжаем работу дальше.
IV. Решение физических задач с помощью ЭТ “Excel”
Преподаватель физики:
Задание № 4
Таблица №1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

I, А
U, В
R, Ом
t, мин
P, Bт
А, Дж
0,2
1

1


0,3
1,5

3


0,4
2

5



Преподаватель физики: По данным в таблице, определите, что вам необходимо вычислить. Какие знания будите использовать (Сопротивление, мощность, работа тока). Давайте еще раз вспомним и запишем формулы. (R=U/I, P=I*U, A=UIt)
А теперь приступайте к выполнению задания. Обратите внимание на единицы измерения. (правильно решенная задача дает вам в листе самооценки 2 балла, с ошибкой 1 балл, а если вы задание выполнили не правильно 0 баллов.)
Эти формулы должны были набрать учащиеся
I, А
U, В
R, Ом
t, мин
P, Bт
А, Дж
0,2
1
=B2/A2
1
=B2*A2
=E2*D2*60
0,3
1,5
=B3/A3
3
=B3*A3
=E3*D3*60
0,4
2
=B4/A4
5
=B4*A4
=E4*D4*60

Пример таблицы
I, А
U, В
R, Ом
t, мин
P, Bт
А, Дж
0,2
1
5
1
0,2
12
0,3
1,5
5
3
0,45
81
0,4
2
5
5
0,8
240

Преподаватель информатики:
Обратите внимание: при решении задач вам надо будет правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
Задание № 5
Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течении 6ч (9ч). Найдите работу тока за один месяц и стоимость израсходованной энергии при тарифе 30 коп. за 1кВт*ч (45 коп. за 1 кВт*ч). Решим задачу с помощью ЭТ:

Дано:
Решение:
P=
100
Вт
t
180
ч
A=P*t
Тариф
30
коп./1 кВт*ч
A
18000
Вт
Найти:
Стоимость
540000
коп.
А
Стоимость
Ответ:
18 000
Вт
54000
коп

И такое же решение у второго варианта. (проверяется заполнение таблицы и правильное использование формул). За правильно решенную задачу 2 балл, неправильная решенная 0 баллов и 1 балл, если вы получили один правильный ответ.
Дополнительная задача:
Задача 1. Электрическая плитка при силе тока тока 5А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.


Решим задачу с помощью ЭТ:









Эти формулы должны были набрать учащиеся:
Дано:

Решение:
I=
5
A
t=
180
c
R=Q/I*I*t
Q=
1080
Дж
R=
=B4/B2*B2*B3
Дж
Найти

R

Ответ:
=B4/B2*B2*B3
Дж

Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
Учащимся предлагается посчитать свои баллы в информационной карте и выставить себе оценку за урок, по следующим критериям:
«13 - 15 баллов» - оценка «5»;
«9 -12 баллов» - оценка «4»;
«5 - 8 баллов» - оценка «3»;
«0 – 4 баллов» - оценка «2».
Листы самооценки сдаются учителю на проверку.
VI. Итоги урока: Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя.
Какое из заданий вызвало наибольшее затруднение? Почему?
Выявились ли пробелы в знаниях?
Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению контрольной работы?
Какой материал необходимо повторить дома?
Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?
Подведём итог урока, закончив его фразой:
Сегодняшний урок дал мне… (пусть каждый из вас продолжит фразу самостоятельно).

VII. Домашняя работа. C. 58 – 129 Глава III повторить все формулы и определения. Подготовится к контрольной работе. С. 123 Задание 7 (2) письменно.
#Педагогическийматериал
Среднее (полное) образование