Поиск

Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей c ограниченными возможностями зд

Пост обновлен 26 апр. 2020 г.


Цыренова Юлия Доржиевна

педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДО "Малая академия наук"​

г. Улан-Удэ​, Республика Бурятия

Краткая аннотация: Статья, описывающая опыт использования инновационной технологии с детьми С ОВЗ и инвалидностью

Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей c ограниченными возможностями здоровья

После того как люди научились управлять

иллюзией перемещения неподвижных объектов,

родилось это искусство.

Сразу же его полюбили дети.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Программы дополнительного образования должны решать задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Введение ФГОС для детей с ОВЗ привело к созданию специальных условий в образовательных организациях, в том числе и в УДО, коим является МАУ ДО ЦДО МАН.

Мульттерапия как средство коррекции и развития зарекомендовало себя как наиболее эффективное и интересное для детей, поскольку включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей, в том числе и коммуникативного развития. Это коррекционная работа с детьми с нарушениями здоровья посредством создания мультфильмов, одно из направлений арт-терапии. Идея создания международного проекта "Мульттерапия" принадлежит Национальному детскому фонду. Новая программа реабилитации детей получила широкое распространение сравнительно недавно: первые новостные сюжеты, посвященные этой теме, появились в 2012 году.

В процессе создания мультфильма педагог выступает связующим звеном между ребенком и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия – создания своими руками анимационного фильма. Фантазии помогают ребенку адаптироваться к жизни, воспроизводя жизненные ситуации, сталкивая героев с проблемами и трудностями, решая конфликты внутри собственного мультфильма, ребенок смягчает свое внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Посредством коллективного создания мультфильмов дети создают и оживляют свои представления о мире, о счастье, они учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. А главное – обретают умение видеть красоту в обыденных вещах и событиях, надежду на выздоровление, долгую и насыщенную радостью жизнь. Мульттерапия развивает творческие способности детей, а творчество в свою очередь помогает детям с ограниченными возможностями в восстановлении здоровья и социализации в окружающей мир.

С 01.02.2016г. в МАУ ДО ЦДО стало возможным такое направление в своей образовательной деятельности, как коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Была создана группа по мульттерапии, цель организации которой заключается в социально-коммуникативном развитии посредством формирования творческой активности детей. Деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной программой «Мульттерапия как средство социально-коммуникативного развития детей (с нормой в развитии, с ОВЗ, инвалидностью)»

Занятия по мульттерапии в МАУ ДО ЦДО МАН посещают следующие категории детей:

1) дети младшего школьного возраста с системными нарушения речи;

2) младшие школьники с задержкой психического развития;

3) дети с нормой психического, физического развития

За пройденное время детьми созданы десятки мультфильмов, большинство посвященных усвоению нравственно-этических норм и правил в обществе. Например, мультфильм «Про дружбу» открывает детям значимость поддержки друг друга в опасных ситуациях, мультфильм «Однажды в лесу» учит детей необходимости помогать старшим, «Виноватая тучка» развивает в детях эмпатию. Мультфильмы, основанные на народных сказках «Теремок», «Колобок», «Репка», учат детей видеть заложенный нравственный смысл сказок, обучает правильному пересказу и актерскому озвучиванию. Также мультфильмы направлены и на расширение познавательного интереса, например, в процессе создания мультфильма «Два медведя» дети узнали об особенностях проживания белых и бурых медведей. Детьми создаются мультипликационные фильмы, имеющие своей целью восполнение фонетических пробелов, например такой как «Лука».

При создании мультипликационных фильмов дети учатся взаимодействовать друг с другом, уважать, слушать и понимать друг друга, что является решением социально-коммуникативных задач. В процессе создания мультфильма совершенствуется речь детей, благодаря, во-первых, повышению мотивации говорить правильно во время озвучивания, возможностью слышать себя и свою речь со стороны. Во-вторых, происходит формирование и совершенствование связной речи благодаря тому, что дети научаются составлять сценарии будущих мультфильмов. В-третьих, происходит совершенствование монологической и диалогической речи, которая необходима также при озвучивании.

Важным моментом в работе мульттерапии является участие детей в конференциях и конкурсах, поскольку момент выступления ребенка перед детско-взрослой аудиторией может оказаться отправным путем в социализации своей личности. Так, в мае 2016г., группа детей по мульттерапии приняла участие в Итоговой конференции учащихся ЦДО Малая Академия Наук, благодаря которой дети получили ценный опыт в умении заявить о себе, рассказать о своих умениях и представить свои мультфильмы.

1 июня 2016г. МАУ ДО ЦДО МАН был организован I Городской детский и молодежный кинофестиваль «Первый кадр», посвященный Году Российского кино и 350-летию основания города Улан-Удэ, цель которого состоит в создании условий подрастающему поколению в формировании творческого мировоззрения; повышения интереса к созданию кинофильмов. На конкурс было представлено множество работ по таким направлениям, как музыкальный клип, социальная реклама, мультипликационный, документальный и анимационный фильмы. Шабалин Влад, учащийся группы мульттерапии, представил свою работу – мультипликационный фильм «Лесная история», заняв первое место в соответствующей номинации. Церемония награждения проходила на Августовской конференции работников сферы образования города Улан-Удэ.

Таким образом, мульттерапия - это уникальное средство развития возможностей самопознания и самовыражения, средство формирования стереотипов поведения, повышения адаптационных способностей, средство успешной интеграции детей с ограниченными возможностями и общество.


Просмотров: 110

Недавние посты

Смотреть все