Поиск

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредствам опытно-экспериментальной д

Пост обновлен 26 апр. 2020 г.


Наталья Викторовна Шапедько

воспитатель МБДОУ № 18 "Василек"​

г. Клинцы​, Брянская область

Краткая аннотация: -

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от них требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в дошкольном возрасте уже умеют систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы по внешним признакам и по признакам среды обитания. Визуально наблюдаемые изменения внешнего вида объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), а также такие явления природы как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у дошкольников особый интерес. Вопросы, задаваемые детьми, демонстрируют пытливость ума, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых знаний и объяснений. Психологами отмечен интересный факт: чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние самого объекта. Психологи также подчеркивают, что для развития ребенка важным является тип деятельности, в которой знания приобретались. И здесь взрослому важно в процессе обучения, поддерживать познавательную активность, создавая детям условия для самостоятельного поиска информации.

Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.

На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать способ пассивного обучения, то у детей не имеется шансов повысить познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита познавательная активность.

Вопросы развития познавательной активности детей дошкольного возраста являются одними из важнейших в процессе формирования готовности к обучению в школе. Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, расширить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении творчества, в умении усваивать способы познания и способность применять в других ситуациях.

Как правило, первичный интерес сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворенностью своей деятельностью. Особенность любознательности - активное видение мира, разгадывание возникающих загадок, которое развивается в процессе любой деятельности ребенка, как на занятиях, так и в труде. Исследование любознательности мы встречаем в работах С.Л. Рубинштейна, В. С. Юркевича, А.И. Крупнова и др.

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, исследовании объекта, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет и т.д. Старший дошкольник живо интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.

При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данной работы.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении.

Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. - процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.

Актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Таким образом, Любопытство – природное качество, в той или иной степени присущее каждому ребенку от рождения. Это склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

Наряду с изучением психолого – педагогической литературы мной был разработан перспективный план по опытно –экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. При его составлении учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, принцип от простого к сложному, а также мнения родителей.

месяц

1 неделя

Тема: Вода, земля

2 неделя

Тема: Воздух, солнце

3 неделя

Тема: Человек, растения

4 неделя

Тема: Предметы

Октябрь

Окрашивание воды

Танец горошин

Отгадай на вкус

Необычные кораблики

Ноябрь

Играем с красками

Поиск воздуха

Угадай по запаху

Секрет сосновой шишки

Декабрь

Вода принимает форму

Воздушный шарик

Рукам своим не верю

Мыло-фокусник

Январь

Замерзшая вода

Весёлая полоска

Исследование природы с помощью органов чувств

Ловись рыбка и мала, и велика

Февраль

Что растворяется в воде

Подводная лодка из винограда

Тайный похититель варенья

Фокусы с магнитами

Март

Можно ли менять форму камня и глины

Солнечные зайчики

Что любят растения?

Волшебное сито

Апрель

Цветной песок

Радуга

Где прячутся детки?

Стеклянный город

май

Игры с песком

Естественная лупа

Хитрые семена

Узнай все о себе, шарик


Просмотров: 14

Недавние посты

Смотреть все

© 2015-2021 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+