Поиск

Мастер класс Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми

Пост обновлен апр. 26


Хребтова Анна Николаевна

воспитатель МБДОУ детский сад "Колокольчик"​

г. Строитель, Белгородская область

Краткая аннотация: Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ технологии. Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Мастер класс

Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми

Цель: практическое освоение ТРИЗ технологии.

Задачи:

· познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ технологии.

· Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

· Дать представление о многообразии методов и приемов ТРИЗ.

· Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

· Формировать желание помогать воспитанникам, развивать их творческое мышление.

Ход:

Здравствуйте коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ технологии.

Представляю мастер класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно», - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно.

Сегодня одним из приоритетных направлений в системы дошкольного образования является развитие творческих способностей детей. Требования ФГОС дошкольного образования побуждает использовать современные инновационные методики и технологии. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место занимает – теория решения изобретательных задач - ТРИЗ. Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что ребенок усваивает обобщенный алгоритм организации собственной творческой деятельности. Основа ТРИЗ – педагогики – проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Цель методов и приемов ТРИЗ в детском саду с одной стороны развитие качеств мышления: гибкость, подвижность, системность, с другой стороны- поисковая активность, развитие речи и творческого воображения.

Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

-развитие у ребенка умения знать и любить себя;

-развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

-развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании само ценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

Принципы

v принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора;

v принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения;

v принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность;

v принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;

v принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Созданная Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 1946 году теория ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.

Вся работа проходит в 4 этапа:

На первом этапе научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т. е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например: чем похожи цветок и дерево?

На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др.

На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.

Практическая часть.

Для более полного представления о методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1 этап. Используются, игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения.

Игра «Хорошо-плохо» (с 4 лет) (Слайд 8)

Например по цепочке

Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.

В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик, достать из «Чудесного мешочка» и пр.

Игра «Теремок» (с 5 лет)

Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок». Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

-Я, гитара. А ты кто?

-А я – карандаш. Пусти меня в теремок?

-Если скажешь, чем я на тебя похож, то пущу!

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.

2 этап. Дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

Поиграем в игру «Сюрреалистический рисунок»

В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы.

Один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.

Например: первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий куриные лапки и т. д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.

3 этап. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Например: Первая строка – выбор героя (буро-зеленый ягуар). Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу плясал). Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал, хвостом как крыльями махал). Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (великанов всех напугал). В течение 5 минут постарайтесь придумать лимерик.

4 этап. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации

На данном этапе эффективным будет сказкочтение.

Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу. Но мы с детьми научились искать такие интересные вопросы в любой сказке. Оказывается, в обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые вы можете обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности, но и просто веселым времяпрепровождением.

Например, читаем сказку «Котик, петушок и лиса». В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, останавливаемся и спрашиваем у ребят: «А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?» Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз.

«Надо кричать громче, чтобы кот услышал». «Петушку надо ждать кота».

«Да, но ведь «ждать»– это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому?». В какой-то момент ребята забывают «как было в сказке»- начинается момент творчества и поиска собственных идей.

Варианты: «Можно клюнуть больно-больно лису», «Или отвлечь лису», «А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!», «Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?», «Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла».

Рефлексия.

И в заключение моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

-Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.


Просмотров: 0

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+