Поиск

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционной продуктивной деятельности

Пост обновлен 26 апр. 2020 г.


Баранова Юлия Сергеевна

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4​

г. Химки, Московская область

Краткая аннотация: Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь

Нетрадиционное развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н.Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с нарушениями речевого развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речевого развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.

Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения для детей с нарушениями речевого развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, 13 благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражении и максимальной приближенности к игре.

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями и патологиями.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с нарушением речи слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость.

Работая с детьми с нарушениями речи и столкнувшись со специфическими особенностями психофизиологического развития на практике, я заметила, что начиная осознавать свой недостаток, дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность и мне захотелось помочь детям приобрести равные стартовые возможности на пороге школы. Часто у первоклассников с первых дней появляются проблемы в школе из-за слабой, неокрепшей пальцевой и кистевой моторики рук. У них неуверенные движения, часто дрожат руки, когда они держат карандаш и ручку, отсюда появляются каллиграфические проблемы. У некоторых детей появляется плаксивость, может возникнуть нервный срыв из-за неудач, пропадает желание ходить в школу. Всё это признаки тяжёлой адаптации к школе. Задача нас – взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку успешно социализироваться в мире своих сверстников, помочь ему поднять свою самооценку.

Я вижу первостепенную задачу в том, чтобы помочь ребёнку укрепить моторику рук и, когда он увидит свои успехи, у него укрепится вера в себя и свои силы. Давно известно о взаимосвязи развития рук, интеллекта и развитие речи. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Я считаю, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников общей и мелкой моторики. В своей работе я применяю разнообразные формы и методы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем - они «учителя», а не «ученики» и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в развитии мелкой моторики. Дети иногда не могут выполнить элементарных движений. Самым трудным для них является выполнение движений обеими руками. Поэтому при развитие мелкой моторики рук я иду от простого к сложному, усложняя задания от игры к игре. Для этого я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, тактильно и с речевым сопровождением. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного освоения детьми движений мелкой и общей моторики.

Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи из цветного песка, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание более устойчивое, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного интереса и в этом мне помогают дидактические игры и игровые приёмы.

Работа с бросовым материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.

Крышки от пластмассовых бутылок у нас преобразились в разноцветную мозаику и строительный материал, а так же неотъемлемой часть на занятиях по математике и обучению грамоте.

В сказочном превращении мусора нам также помогают родители, с которыми мы тесно сотрудничаем в этом направлении и оформляем выставки поделок из бросового материала.


Просмотров: 32

Недавние посты

Смотреть все