Поиск

Гармония цвета

Пост обновлен апр. 26


Помилуйко Людмила Викторовна

преподаватель художественных дисциплин МБУО ДО "ДШИ №4 города Владивостока"​

г. Владивосток​, Приморский край

Краткая аннотация: Урок живописи для учащихся первого года обучения по программе дополнительной профессиональной образовательной программы в области изобразительного искусства:"Живопись" при 5-ти летнем сроке обучения.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №4 города Владивостока»


Дополнительная профессиональная общеобразовательная программа

в области изобразительного искусства «Живопись»Разработка урока живописи

Тема: «КОНТРАСТНАЯ ГАРМОНИЯ»Разработал: Преподаватель художественных дисциплин МБОУ ДО «ДШИ №4

г. Владивостока» Помилуйко Л.В.


Урок живописи для учащихся первого года обучения разработан в соответствии с требованиями дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: «ЖИВОПИСЬ» при 5 – летнем сроке обучения.

Раздел программы III

тема занятия №16: «Контрастная гармония» (на насыщенных цветах)

Цель программы:

- художественно – эстетическое развитие личности учащегося на основе, приобретенных им в процессе освоения учебного предмета, художественно – исполнительских и теоретических знаний умений и навыков.

Задачи программы:

- приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

- знаний свойств живописных материалов, их возможностей, основных закономерностей создания цветового строя;

- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно – воздушной среды;

- умений изображать объекты предметного мира;

- навыков последовательного видения живописной работы

- формирование комплекса знаний умений и навыков для дальнейшей предпрофессиональной подготовке по предмету: «Изобразительное искусство».


Урок живописи на тему:

«Натюрморт на контрастном цветовом фоне»

Вид занятий: урок.

Максимальная учебная нагрузка – 10 часов, из них: аудиторное задание - 6 часов, задание для самостоятельной работы - 4ч.

Урок состоит из двух частей:

- 1 часть - знакомство с жанром искусства «натюрморт», конструктивное сквозное построение предметов натюрморта – 3 часа. Самостоятельная работа – 2 часа;

- 2 часть - использование различных приемов акварели в лепке формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений – 3 часа. Самостоятельная работа – 2 часа.


Тема урока №1: Натюрморт «Кувшин с яблоком»

(подготовительный рисунок карандашом для дальнейшей работы в технике «акварель»)

В соответствии с требованиями программы постановка состоит: из 2-х предметов простой формы (кувшин и яблоко), 2-х драпировок контрастных цветов. Расположение натюрморта ниже уровня горизонта. Освещение естественное боковое.

Тип урока:

Комбинированный: словесный, наглядный, практический.

Цель урока:

Конструктивное сквозное построение предметов натюрморта на стадии подготовительного рисунка карандашом для дальнейшей работы в технике «акварель».

Задачи урока:

- формирование, закрепление и совершенствование навыков и умений в рисовании натюрморта;

- закрепление знаний: о жанрах изобразительного искусства;

- о компоновке, пропорции, конструкции, линейного построения, сквозной прорисовке предметов;

- развитие зрительного представления и впечатления от натуры, чувства пропорции, соразмерности в соответствии с заданным форматом листа;

- воспитание эстетической отзывчивости;

- формирование художественного вкуса.

Наглядные пособия:

- термины для словарика художника;

- методические таблицы: «Поэтапное выполнение натюрморта», «Построение эллипсов»;

- презентация: «Последовательность работы над натюрмортом»;

- работы детей.

Оборудование для учителя:

компьютер, проектор, экран, натурная постановка, формат «А4», рисовальные принадлежности.

Оборудование для учеников:

планшет, зажимы для бумаги, формат «А4», рисовальные принадлежности.

План урока:

1. Организация класса – 1 мин.

2. Организация рабочего места – 1мин.

3. Вводная беседа – 2 мин.

4. Объяснение – 10 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.

6. Подведение итогов – 2 мин.

7. Общий просмотр и анализ работ – 5 мин.

8. Уборка рабочего места – 2 мин.

9. Домашнее задание – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы, термины для словарика художника.

2. Учебные таблицы: «Поэтапное выполнение натюрморта», «Построение эллипсов».

3. Работы детей.

4. Педагогический рисунок.

Ход урока:

1. Организация класса: установление дисциплины.

2. Организация рабочего места: проверка готовности к уроку.

3. Вводная беседа:

- Вспоминаем жанр изобразительного искусства: «натюрморт», с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- Прежде чем приступить к работе, обращаю внимание учащихся на рисунки, размещенные на доске.

- Задаю вопросы на закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке:

К какому жанру изобразительного искусства относятся представленные работы? – натюрморт.

Что такое натюрморт?

«Натюрморт» - это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Обращаю внимание учащихся на натурную постановку: «Натюрморт. Кувшин с яблоком».

Из каких предметов состоит натюрморт?

Натюрморт состоит из кувшина и яблока.


НАТЮРМОРТ

«Кувшин с яблоком»

4. Объяснение

Конструктивное построение натюрморта с демонстрацией последовательности выполнения работы (приложение №1).

Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?

Необходимо определить расположение листа (горизонтальное или вертикальное).

Измерив способом визирования ширину и высоту всего натюрморта, понимаем, что лист необходимо расположить горизонтально (ширина натюрморта больше его высоты).

Любое изображение в изобразительном творчестве начинается с композиции.

Что такое композиция?

«Композиция» - расположение изображаемого предмета на поверхности бумаги.

Расположение изображения натюрморта должно быть в центре листа! Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими! Нельзя рисовать предметы больше натуральной величины!

Компоновка в лист

Прямыми тонкими линиями намечаем границы натюрморта в листе по крайним точкам предметов:

1) внизу – горизонтальной линией по нижнему краю яблока, так как оно находится ближе к зрителю,

2) вверху – линией, определяющей высоту кувшина, затем – слева и справа по краям натюрморта.

Желательно рисовать без исправления ластиком, т.к. разрушенная фактура бумаги темнит и крошится.

Что такое пропорция?

«Пропорция» – соотношение частей предмета между собой. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения методом визирования.

1) Намечаем горизонтальную линию направления ближнего и дальнего края стола.

2) Находим и намечаем обобщенную пропорцию яблока относительно высоты кувшина.

3) Прорисовываем вертикальные осевые линии яблока и кувшина.


Построение кувшина

1) Определяем пропорциональные соотношения основных частей кувшина – горлышка и корпуса.

Как соотносится высота кувшина к его ширине?

Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки. Кувшин делится на горлышко и тулово.

Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?

Горлышко по форме напоминает цилиндр, тулово – усечённый конус (в верхней своей части) и полусферу – в нижней части.

Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать:

Сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?

Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 1,5 раза.

2) Далее находим ширину горлышка и основания.

3) Затем по вертикали проводим вспомогательную линию перпендикулярно центральной оси кувшина в самом широком месте.

4) Горизонтальными линиями перпендикулярно оси намечаем донышко и самые широкие места корпуса кувшина.

5) Короткими горизонтальными линиями определяем местоположение ручки кувшина, верхней и нижней её части, общую ее величину в пропорциональном соотношении с высотой и шириной кувшина.

6) Прямыми короткими линиями намечаем ширину ручки кувшина.

7) Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается овал (эллипс).

Как построить эллипс?

Вызывается учащийся, желающий самостоятельно построить эллипс на доске.

Комментарий преподавателя в помощь ученику: «Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией».

По этому - же принципу строим эллипсы на горлышке.

Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются? Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем уже, чем ниже – тем шире (приложение №2).

8) Строим в перспективе плоскости в виде овалов для построения горлышка и донышка кувшина.

9) Теперь можно нарисовать контур кувшина. Плавными линиями уточняем обобщенную форму ручки кувшина, самые широкие места корпуса, место соединения горлышка с корпусом кувшина и ободок горлышка и донышка.

Кувшин готов.

Рисование яблока

Какую форму напоминает яблоко?

Яблоко напоминает фигуру - круг.

Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?

Яблоко 2,5 раза помещается в кувшин. Яблоко ближе к нам, чем кувшин.

1) Нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

2) Плавно сводим линии, определяющие контур яблока.

3) На яблоке намечаем местоположение плоскости для черенка.

4) Короткими штрихами намечаем черенок.

Тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта. Наметим драпировки.

Мягким ластиком слегка «ослабляем» линии построения. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.

Натюрморт построен.

5. Самостоятельная работа учащихся

После просмотра презентации демонстрирую последовательность линейного построения натюрморта на классной доске, на формате «А4». Одновременно со мной учащиеся проходят все этапы построения натюрморта на своих листах.

Особое внимание уделяю композиционному расположению натюрморта на листе, соотношению пропорций предметов натюрморта, детальной прорисовке каждого предмета.

Контролируя самостоятельную работу учеников, провожу индивидуальную работу.

6. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы вспомнили, что натюрморт – это группа неодушевленных предметов, связанных одной темой. Для правильного размещения предметов натурной постановки существуют такие понятия как: компоновка, пропорция, конструкция. Усовершенствовали свои навыки и умения в рисовании натюрморта.

7. Общий просмотр и коллективный анализ работ

Каждый ученик сравнивает свой рисунок с постановкой. Провожу анализ конструктивного строения предметов натюрморта, анализ общих ошибок. Отмечаю работы учащихся с правильной компоновкой и построением предметов в листе.

8. Уборка рабочего места

9. Домашнее задание: Конструктивное сквозное построение предметов быта простой цилиндрической формы, (например: кастрюля, банка для круп, ковш без ручки). Формат «А4», карандаш ТМ.

Тема урока №2: «Натюрморт Кувшин и яблоко на контрастном цветовом фоне».

(второй час)

Тип урока: Комбинированный: словесный, наглядный, практический, эмоциональный.

Цель урока: приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ.

Задачи урока:

- приобретение знаний об использовании различных приемов акварели в лепке формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений;

- развитие умения определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов;

- формирование навыков последовательного видения живописной работы;

- развитие зрительного представления и впечатления от натуры;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- формирование художественного вкуса.

Наглядные пособия:

- термины для словарика художника;

- методическая таблица: «Этапы работы над натюрмортом»;

- работы детей.

Оборудование для учителя:

компьютер, проектор, экран, натурная постановка, формат «А 4» с подготовленным рисунком, рисовальные принадлежности.

Оборудование для учеников:

планшет, зажимы для бумаги, формат «А 4» с подготовленным рисунком, акварельные краски не менее 16 цветов, 3 акварельные кисти №10, № 5, №2, баночка для воды, тряпочка, палитра.

План урока:

1. Организация класса – 1 мин.

2. Организация рабочего места – 1мин.

3. Беседа (сказка) – 10 мин.

4. Объяснение последовательности выполнения работы – 5 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся – 16 мин.

6. Подведение итогов урока – 1 мин

7. Общий просмотр и анализ работ – 3 мин.

8. Уборка рабочего места – 2 мин.

9. Домашнее задание – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы, термины для словарика художника;

2. Учебные таблицы: «Поэтапное выполнение натюрморта»;

3. Работы детей;

4. Педагогический рисунок.

Ход урока:

1. Организация класса: установление дисциплины.

2. Организация рабочего места: проверка готовности к уроку.

3. Беседа:

Продолжаем работать в жанре изобразительного искусства – «натюрморт». Закрепляем понятие слова.

«Натюрморт» - это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Обращаю внимание учащихся на натурную постановку.


Продолжаем рисовать с натуры натюрморт. На прошлом уроке мы строили предметы натюрморта карандашом с помощью метода визирования. Задание второго урока - изображение натюрморта акварелью. Для того чтобы вам было легче писать натюрморт красками, хочу рассказать вам сказку (небольшую историю):

СКАЗКА «Кувшин и яблоко»

Однажды кувшин, одиноко стоящий и гордо посматривающий вокруг, обнаружил, что он блестящий и красивый. А красивый, потому - что в нем отражались красный и голубой цвета драпировок, на которых он стоял.

Мимо него катилось яблоко. Оказавшись рядом, яблоко сказало: «Давай вместе позировать детям, чтобы они научились нас рисовать!» На что кувшин ответил: «Незачем! Между нами нет ничего общего. Я высокий и красивый, а ты – низкое и цвет у тебя зеленый, да ты и не блестишь. А я блестящий и многоцветный! Сказав это, кувшин замолчал с умным видом.

В это время в поисках натуры мимо проходили художники, и им очень понравилась эта пара: кувшин и яблоко! Художники сразу же начали рисовать их. Предметы смотрелись очень выразительно.

Гордый кувшин и добродушное яблоко поняли, что вместе им хорошо! С тех пор прошло много лет, а художники все рисуют и рисуют натюрморты, состоящие из кувшина и яблока.

Посмотрите внимательно на натюрморт.

Предметы разные: по цвету, по форме, по размеру!

Но разница выявляет индивидуальную красоту каждого!

Появляется контраст. На контрасте, каждый предмет выглядит выразительней.

Что общее есть между разными предметами, стоящими в одном натюрморте?

Освещение, собственная и падающая тени.

Обращаю внимание на словарик художника с терминами: «Полутень, тень собственная, свет, блик, рефлекс».

Ребята, какое настроение вызвала у вас сказка? – хорошее, радостное, положительное …

Какие цвета выразят наше хорошее и радостное настроение?

Делаем совместный вывод о том, что натюрморт радостного настроения надо писать чистыми, яркими и насыщенными цветами.

4. Объяснение последовательности работы над натюрмортом и демонстрация применения различных приемов акварели

Последовательность выполнения работы в цвете:

Начинаем работу с общей цветовой характеристики натюрморта.

1) Светлыми красками, прозрачным слоем, нанесём соответствующие цвета на все части рисунка, кроме бликов.

2) Более яркими красками проходим и усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон предметов.

3) Прозрачными, но более тёмными красками прокладываем мазками самые темные места, получаем тень.

Не забываем, что на цвет каждого предмета в натюрморте оказывает влияние его окружение.

4) Работаем с палитрой.

Более трех цветов в акварели не смешивается.

5) Размываем чистой кистью с водой границу тени, получаем полутень. Отмечаем рефлекс.

Работа над натюрмортом завершена.

Художники используют разные приемы работы акварелью. Обычно накладывают краску на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску даже просвечивает бумага.

Многие художники пишут акварельными красками, стремясь, чтобы не было резких переходов от одной краски к другой, в технике «по – сырому». Цвета как бы переливаются один в другой, создавая мягкие переходы. Затеки красок в таких работах очень характерны.

5. Самостоятельная работа учащихся

В ходе самостоятельной работы провожу индивидуально – практическую работу с учащимися.

6. Подведение итогов урока:

Сегодня мы решали серьезные задачи:

- написали радостный натюрморт;

- вспомнили художественные понятия: тень, свет, блик, полутень;

- создали объем натуры, используя разнообразные приемы акварели в лепке формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений.

7. Общий просмотр и коллективный анализ работ

Провожу анализ общих ошибок. Отмечаю красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натурной постановки. Используется метод «Художник и зритель».

8. Уборка рабочего места

9. Домашнее задание: Выполнение этюда предмета быта простой цилиндрической формы (кастрюля, банка для круп, ковш без ручки) в теплой или холодной цветовой гамме в технике «по – сырому».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каменева Е., «Какого цвета радуга», изд. «Детская литература» 1971 г.;

1. Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л., «История зарубежного искусства, изд. «Изобразительное искусство», 1983 г.;

2. Полный курс рисунка и живописи в 2-х томах, изд. Cuso Completo de Dibujo y Pintura. Перевод Вартановой О., 1994 г.;

3. Сергеев А., «Учебный натюрморт», изд. «Искусство», 1955 г.

4. Шестаков К.А., «Давайте рисовать!», изд. УЧПЕДГИЗ, 1963 г.;

5. «Школа изобразительного искусства», изд. Академия художеств СССР, 1963 г..

СПИСОК САЙТОВ

1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E7%EE;

2. Грегори Ван Раальте цветочные натюрморты risunoc.com;

3. Декоративные натюрморты http://www.livemaster.ru/item/5688425-kartiny-panno-kuvshiny;

4. Изобразительное искусство. Искусство натюрморта 5 -6 класс. «Рисование с натуры натюрморта кувшин, яблоко» http://tak-to-ent.net/load/350-1-0-7907;

5. Методика обучения младших школьников (I—IV классы) изображению натюрморта nauka-pedagogika.com;

6. Методика выполнения декоративного натюрморта xreferat.ru;

7. Натюрморт для обучения младших школьников рисованию ext.tr200.biz;

8. Натюрморты для ознакомления младших школьников ronl.ru;

9. Натюрморты художников Сезанн artap.ru;

10. Натюрморт с фарфором, акварель, 2000 Осенние ягоды, акварель yablor.ru;

11. Натюрморт с кувшинами и яблоком на зеленом цветочном фоне livemaster.ru item/5688425-kartiny-panno-kuvshiny;

12. Работы в стиле русской многослойной акварели. Пейзажи и натюрморты lesokhina.ru;

13. Учительские университеты. «Рисование натюрморта с натуры» http://collegy.ucoz.ru/publ/87-1-0-8753.


Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+