Поиск

Проекты в образовании: опыт и реализация

Пост обновлен апр. 26


Крамская Нелли Степановна

воспитатель структурного подразделения детский сад "Ромашка"​

г. Великий Новгород​, Новгородская область

Краткая аннотация: Статья посвящена реализации метода проектов в отдельно взятой группе

Проекты в образовании: опыт и реализация

Проектами в наше время занимаются и министры, и управленцы, и руководители. Правительство Российской Федерации утвердило паспорта четырех приоритетных проектов развития сферы образования в России. В частности, были утверждены паспорта для таких проектов, как «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий».

Новгородская система образования представлена детскими садами, общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования, гимназиями и лицеями. Все эти учреждения тоже работает в рамках проектов. Муниципальный проект «Учитель для России» имеет своей целью финансовую поддержку молодых специалистов.

Проектный метод вошёл в жизнь воспитателя почти 20 лет назад и успешно реализуется на протяжении всех этих лет. Проектная деятельность является для воспитателя способом организации педагогического процесса, направленного на взаимодействие педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, родителями воспитанников, специалистами по достижению поставленной цели. Это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и даёт возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Становление новой системы образования, ориентированной на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. И здесь важна профессиональная компетенция педагога. Чтобы педагог мог осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, ему необходимо повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Одним из путей её развития является освоение инновационной деятельности, новых педагогических технологий. Проектный метод дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания для детей интересным и увлекательным. Проектный метод естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада и сегодня широко используется. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Посредством проектов педагог-воспитатель формирует ключевые компетентности дошкольников. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой.

Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

Дошкольное отделение «Ромашка» работает в инновационном режиме, в постоянном поиске новых и особенных, нестандартных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практическая деятельность доказала эффективность проектной деятельности в обучении и развитии познавательных способностей дошкольников.

Использовать в своей работе метод проекта мне помогли консультации по данной теме проводимые на методических объединениях города. Кроме этого прошла курсы в НИРО, посетила семинары-практикумы, тренинги, педсоветы, конференции, открытые образовательные занятия в ДОУ города.

Вначале было всё непросто. Не сразу давалось формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Дети забывали о поставленных целях, с трудом овладевали способами решения поставленных задач, но всё же вместе с участниками проекта шли к поиску различных средств достижения цели.

Разные проекты помогали в развитии личностных качеств детей. «А что делают в театре?»-проект направленный на детей среднего возраста, который имел целью сформировать устойчивый интерес как у детей так и у родителей к театру , совместной театральной деятельности. Через игровую театральную деятельность дети смогли почувствовать себя равноправными членами человеческого общества, у них пробудился интерес к театральному творчеству, они получили первичные навыки в области театрального искусства. Кроме этого дошкольники познакомились с различными видами театра, научились делать самостоятельно декорации для своих представлений. Для решения задач проекта были задействованы разнообразные ресурсы: различные виды театров: настольные, пальчиковые, кукольные, на фланелеграфе, на ложках, палочках и т.д. Использовались маски к подвижным играм, атрибуты и материалы для сюжетно-ролевых игр, таблички, сделанные руками детей билеты в театр, декорации. Вместе с детьми и родителями были сделаны книжки-малышки. В художественно-эстетическом центре были предложены дошкольникам материалы для творчества детей, краски, карандаши, клей, бумага, музыкальные композиции. Итогом проекта было посещение городского театра драмы.

Однажды в нашей группе кто- то из детей задал вопрос: «А зачем нужны комнатные растения?» Так и возникла нужда в решении проблемы недостатка знаний детей среднего возраста о комнатных растениях, способах ухода за ними, а самое главное о значении комнатных астений для человека. Целью проекта стало расширение знаний об окружающей среде. Исследовательская деятельность в рамках проекта даёт возможность ребёнку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. Через заучивание и чтение стихотворений о комнатных растениях, чтение художественных произведений по теме проекта, обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по сюжетным картинкам решались задачи речевого развития. Такие темы проекта благоприятны для воспитания в дошкольниках любви к природе родного края, воспитания наблюдательности бережного отношения к природе. Через наблюдение за растениями обогащается опыт ребёнка, стимулируется развитие познавательных интересов, рождаются и закрепляются социальные чувства.

Было ещё много других проектов: «Кто такой Дед Мороз и где он живёт?»(в старшем возрасте), «Что такое космос?» , «У меня много родственников»(Моя родословная),но самыми запоминающимися как для детей так и для других участников были проекты «А какие есть чудеса на свете?» и «Почему море солёное и можно ли дышать под водой?» (в подготовительной к школе группе)

Морские просторы для детей всегда заманчивы и интересны. Через проект «А почему море солёное и можно ли дышать под водой?» достигалась главная цель проекта - создание условий для развития познавательных творческих способностей дошкольников.

Через интеграцию образовательных областей были сформированы знания детей о значении воды в жизни человека, дошкольники получили представление о море, о его состояниях, его значении в жизни человека, познакомились с мифами и легендами о море, с моренистами художниками и композиторами. Дети сочиняли сказки о морском путешествии колобка и волка, расширяли свой словарный запас, развивали монологическую речь. Именно в этом проекте была самой яркой продуктивная деятельность дошкольников, которая позволяет ребёнку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нём участие.

«А какие есть чудеса на свете?» позволил всем участникам проекта совершить увлекательное путешествие по разным странам, увидеть разные миры, культуры, познакомить с 7 чудесами света.

Всё имеет своё прошлое. Но когда это прошлое неизведанно и прекрасно оно с огромной силой привлекает людей. Существует много таких мест на планете, куда хотелось бы попасть человеку. Целью проекта было приобщение дошкольников к духовным и нравственным ценностям общества. Дать целостное представление о Чудесах Света как о великих творениях античной культуры.

Через изучение информации о древних Чудесах Света, истории их возникновения и причины исчезновения решались задачи познавательного развития старших дошкольников. Через знакомство с новыми словами расширялся словарный запас, а это в свою очередь побуждало детей к словотворчеству, составлению описательных рассказов по теме проекта. Таким образом происходило речевое развитие дошкольников. Проект помог развить в детях творческий потенциал, фантазию, воображение. Глядя на макет висячих садов Семирамиды, бюст Зевса, вылепленные из глины египетские пирамиды продуктивная деятельность детей в этом проекте вызывала восторг всех участников проекта. Конструктивная деятельность в этом проекте дала возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение. Итогом проекта стала игра «Поле чудес».

В проектах первостепенно решались следующие задачи:

-обеспечивалось психологическое благополучие и здоровье детей,

пробуждался интерес к предлагаемой поисковой деятельности, экспериментированию;

-формировалась эмоциональная заинтересованность, развивалось мышление, воображение, речь;

-приобщались родители к творческой работе по реализации проектов;

-в старших дошкольниках развивалась поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива;

-развивались способности к прогнозированию будущих изменений;

-формировались навыки коммуникативного общения;

-формировались проектно-исследовательские навыки и умения самостоятельно анализировать полученные результаты.

Во время работы над проектом педагоги изучают научно-методическую, учебную и историческую литературу, знакомятся с работой своих коллег, обмениваются мнениями по организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей, осваивают образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС ДО. Педагоги стали заинтересованы в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.

Отдельно хотелось бы сказать о созданных презентациях, видеороликах, которые используются в качестве наглядного метода для максимального достижения поставленных целей проекта. Видеоролик представляет собой слайд-шоу по теме проекта. В ходе работы над видеороликами педагоги осваивают новые компьютерные программы, повышается их ИКТ-компетентность. Кроме этого своим опытом делимся на мастер-классах в своём ДОУ, на методических мастерских города, в НИРО.

Метод проектов очень перспективен и эффективен, так как позволяет интегрировать несколько областей. Позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира. Он способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых при поступлении в школу. Учит самостоятельности, активности, инициативности дошкольников, а так же учит применять знания в практической жизни. Правильно организованная работа над проектом становится стимулом, как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности. Повышение профессиональной компетенции даёт возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования. Повышается рейтинг не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом - оно достигает высокой педагогической культуры. А педагоги становятся более уверенными и целеустремленными. Успешно проведённые мероприятия вдохновляют педагогов работать и творить..

Используемые источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Центр педагогического образования, 2014;

2. Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).М.:ТЦ Сфера,2002.

3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Л.Новосёлова. М.:Центр инноваций в педагогике,1995.

4. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Лагода Т.С., Зуйкова М.Б., Авт,- сост.: Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ-2-еизд., испр., и доп.- М.: АРКТИ,2004.


Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+