Поиск

Педагогический проект "Герой в моей семье"


Тип проекта: информационно-исследовательский Авторы: Возраст участников: 6-7 лет воспитатели Авдевнина И.В., Количество участников: 24 человека Голикова Е.Н. Продолжительность: средней продолжительности старший воспитатель Попова С.А. Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой Герой. И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно Высший Суд Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя Ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть... Евгений Агранович

Введение Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». У большинства наших воспитанников уже сформированы знания о Великой Отечественной Войне, о международном празднике «День Победы», однако роль города Сталинграда в этой войне им неизвестна. Сталинградская битва затронула каждую семью. К сожалению, не многим детям удалось увидеть своих прадедов и услышать истории о подвигах солдат, о детях военного Сталинграда, в связи с этим большинство дошкольников не знают о причастности своей семьи к Великой Победе. Современное поколение узнает об истории лишь из кинохроники, фотографий, слушая рассказы о боевых подвигах. Эти рассказы и есть самое ценное для детей дошкольного возраста. Именно рассказ человека, который передал свои военные воспоминания со слезами на глазах, эмоционально воспринимаются дошкольниками. На чувственном уровне они начинают понимать, что война - это не компьютерная игра, а страшная и тяжелая реальность. Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был разработан проект «Герой в моей семье», затрагивающий именно связь семьи ребенка с военным прошлым города Волгограда.

Название проекта: «Герой в моей семье» Авторы: старший воспитатель Попова Светлана Анатольевна, воспитатели Голикова Елена Николаевна, Авдевнина Инна Викторовна Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы Тип проекта: - по ведущему методу: информационно-исследовательский; - по содержанию: ребенок в социуме; - по характеру участия ребенка в проекте: ребенок как заказчик проекта; -по характеру контактов: внутри подготовительной группы; -по количеству участников: воспитанники подготовительной группы (24 человека); -по длительности: средней продолжительности (14 декабря 2017 г.- 16 января 2018 г.) Актуальность: Беседуя с детьми о предстоящей 75-летней годовщине победы в Сталинградской битве, выяснили, что большинство детей имеют представление о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, но мало кто из воспитанников знает, что практически в каждой семье есть свой герой – защитник Сталинграда и Родины. С целью узнать подробнее о героях в семье ребенка, приобщить родителей к поисковой деятельности мы решили реализовать данный проект. Проблема: что мы знаем о членах наших семей - защитниках Сталинграда и Родины? Цель проекта: формировать представление о членах семей воспитанников – защитников Сталинграда и Родины. Задачи проекта: Образовательные: - формировать представления дошкольников о войне, как трагедии в жизни каждой семьи; -познакомить с фрагментами военных будней; - расширять кругозор на основе доступного материала; - активизировать речь, расширить словарь; Развивающие: - содействовать развитию исследовательской активности детей подготовительной группы в ходе поиска ответа на проблему; - развивать умение передавать впечатления об увиденном и услышанном в разных видах детской деятельности.

Воспитательные: - воспитывать в детях гордость за членов своей семьи, переживших Сталинградскую битву и Великую Отечественную войну; - углублять работу с родителями по формированию патриотизма воспитанников; - воспитывать уважение к людям старшего поколения. Ресурсное обеспечение реализации проекта: Оборудование: - ноутбук, магнитофон, телевизор; - аудиозаписи А. Филиппенко «Вечный огонь», А.Пахмутова «Растет в Волгограде березка», Э.Колмановский, Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны»; «Катюша» М.В.Исаковский; В.Соловьев-Седой, Соломон Фогельсон «Первым делом самолеты»; - альбомы с фотоматериалами «Города - герои», «Награды воинам», «Военная техника»; - открытки с фотографиями военного и мирного времени «Сталинград – Волгоград»; - презентация «Женщины на войне»; - макет «Военное сражение». Методическое обеспечение: 1. М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста», 2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», 3. Г. Н. Данилова «Дошкольнику – об истории и культуре России». 4. М. Н. Алексеев «Мой Сталинград» изд. Москва, 1995 5. В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда», ЛенИздат, 1991 6. Ю. Ершов «Сталинградский кошмар: битва на Волге» («Российская газета», 2003) 7. М. К. Агашина «Второе февраля», сборник стихотворений. Интернет ресурсы: 1. https://vimeo.com/55641693 2. https://youtu.be/7JFHMyh2uEE (интервью с участником Великой Отечественной войны Ковальчук Анисьей Павловной) Условия, имеющиеся в МОУ детском саду № 368 для реализации проекта: - выстроена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к истории родного города; - организована выставка творческих работ, подготовленных совместно с родителями; - организована выставка семейных газет «Герой в моей семье».

Поиск нового пути решения проблемы Что знают? Что хотят узнать? Как узнать? Советский народ – победитель в Великой Отечественной войне Какое значение имела битва на Волге для победы в Великой Отечественной войне? Исследовательская деятельность родителей с детьми в ходе создания книги памяти «Они сражались за Родину» Во время войны и в нашем городе шли жестокие бои Как солдаты защищали наш город? Беседа «Герои – защитники Сталинграда», просмотр презентаций, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений Жители Сталинграда встали на защиту своего города. Есть ли в моей семье герои Сталинграда? Встречи - беседы с ветеранами – участниками Сталинградской битвы (в семьях воспитанников) I этап – подготовительный (14 декабря 2017 г. - 18 декабря 2017 г.)

• Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями. • Подбор методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта. • Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, создание макета «Военное сражение»). • Составление перспективного плана основного этапа работы над проектом. • Обогащение предметно - развивающей среды в группе необходимым материалом, литературой, дидактическими играми, фотоальбомами по теме проекта. • Беседы с родителями воспитанников о подготовке материалов о родственниках, переживших войну (рассказ о герое с показом фотографий, презентация семейной газеты, видеорассказ ветерана и т.д.)

Перспективный план работы над проектом «Герой в моей семье» № п/п Мероприятия или основное направление деятельности Сроки Участники Ответственные 1 Игровая деятельность: Подвижные игры: «Переправа через мост» «Попади в цель»; Дидактические игры: «Раньше и теперь» «Люби и знай свой край», «Город мой Волгоград. Разрезные картинки» Сюжетно-ролевые игры: «Медсестры», «Разведчики» 19 декабря 2017 г. - 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

2 Беседа «Битва, которая изменила мир» с использованием презентации. (Приложение 1) 19 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

3 Слушание, разучивание песен А. Филиппенко «Вечный огонь» А.Пахмутова «Растет в Волгограде березка», Э.Колмановский, Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны»; «Катюша» М.В.Исаковский; В.Соловьев-Седой, Соломон Фогельсон «Первым делом самолеты» 19 декабря 2017 г. - 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели музыкальный руководитель 4 Чтение и беседа по содержанию С.Алексеев «Геннадий Сталинградович» (Приложение 2) 21 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели . 5 Просмотр презентации «Женщины на войне», беседа по содержанию (Приложение 3) 22 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

6 Чтение и беседа по содержанию А.Митяев «Длинное ружье» (Приложение 8) 25-26 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

7 Беседа «Улицы города», рассматривание фото военного времени и современного города. (Приложение 4) 27 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

8 Чтение и беседа по содержанию «За оборону Сталинграда» В.О.Богомолов (Приложение 5) 28 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

9 Чтение стихотворения М.Агашиной «2 февраля»; беседа по содержанию (Приложение 9) 29 декабря 2017 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

10 Рассматривание альбомов, плакатов, открыток, иллюстраций и беседа по содержанию: альбом «Города - герои», альбом «Награды воинам», альбом «Военная техника», открытки с фотографиями военного и мирного времени «Сталинград – Волгоград» 19 декабря 2017 г. - 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

11 Встречи - беседы с ветеранами – участниками Сталинградской битвы и Великой Отечественной

войны (в семьях воспитанников) 9 января - 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

12 Участие в районной викторине дошкольников «Салют, Победа!», посвященной 75-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели старший воспитатель 13 НОД «Сталинградская битва глазами детей» (рисование) (Приложение 6) 10 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы Воспитатели

15 «Интервью с ветераном» Участие в областной акции «Живая книга памяти», посвященной 75-й годовщине победы в Сталинградской битве. (Приложение 7) 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы, родители Воспитатели старший воспитатель 16 Создание книги памяти «Я помню, я горжусь!» 9 января – 12 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели Воспитатели

II этап – основной (19 декабря 2017 г. – 12 января 2018 г.) Работу над проектом начали с того, что ознакомили родителей с темой проекта, обсудили совместные мероприятия и призвали родителей быть активными участниками и наставниками детей. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, рассказов, музыки по теме проекта позволил нам пополнить предметно-пространственную развивающую среду и дать детям больше возможностей для поиска решения проблемы и расширения кругозора детей Решив пополнить наш патриотический и книжный уголок в группе новыми наборами открыток – фото к приближающемуся важному событию – 75-ой годовщине Сталинградской битвы, произведениями писателей и поэтов о Сталинградской битве, мы не предполагали, насколько наши дети мало знают об этом событии. Дети задали вопрос: «А что это за битва? Кто здесь герои?» И мы решили показать и рассказать детям, что происходило в нашем городе в годы войны, и подвести воспитанников к выводу, что война затронула практически каждую семью. Значит, в семье каждого из нас есть свой герой. Большой отклик у ребят вызвала беседа «Битва, которая изменила мир» и просмотр презентации о героях Сталинградской битвы (Приложение 1). Мирослав сказал: «Мой дедушка тоже был на войне». Но рассказать подробнее не смог. Тогда воспитатели предложили детям расспросить родителей, родственников о том, что они знают о героях своей семьи. Родители не остались равнодушными, и на следующий день бабушка Мирослава принесла нам сохранившиеся в их семье медали и документы, фото своего дедушки, участника Сталинградской битвы. Дети с интересом рассматривали медали, брали в руки. Они хотели узнать, что это за медали, за что дедушка получил их?

Для того чтобы дети понимали, что герои во время войны получали награды, что они гордились заслуженной медалью, орденом мы дали детям для знакомства альбом с наградами. В ходе одной из бесед о том грозном времени Полина заметила, что не только дедушки были на войне. В ее семье сохранились фронтовые фотографии бабушки. Была организована беседа «Женщины на войне» с показом презентации (Приложение 3). Настя рассказала нам, что ее прабабушка поделилась с ней воспоминаниями о войне. Миша удивился и не поверил, что до сих пор есть живые свидетели тех грозных времен. Миша был уверен: «Все давно погибли!» Настя пообещала, что попросит бабушку рассказать для всех ребят о ее участии в военных событиях.

Предложив родителям оказать детям помощь в поиске информации о родных, которые прошли военными дорогами, мы нашли отклик с их стороны и заинтересованность. Чтобы показать детям, что события военных лет отражены не только в художественной литературе, но и в музыкальных произведениях, предложили вниманию ребят песни военных лет. Детям понравились некоторые из них и решили их выучить. Слушание и разучивание текстов песен о войне «Первым делом самолеты», «Хотят ли русские войны», «Катюша»; стихотворения «Жди меня и я вернусь» помогало детям больше узнать о событиях тех лет. Свои эмоции от прослушанного дети отразили в рисунках о Сталинградской битве. (Приложение 6)

Чтение художественной литературы и последующие беседы по содержанию С Н. Внуков «Огненное кольцо», С.Алексеев «Геннадий Сталинградович» (Приложение 2), В. Богомолов «За оборону Сталинграда» (Приложение 5) и др.) позволило еще раз познакомить дошкольников с фрагментами военных будней. Через несколько дней после беседы о героях в семье Настя с родителями представила нашему вниманию видеорассказ своей прабабушки (Приложение 7). По состоянию здоровья ветерана не удалось организовать непосредственную встречу, но ребята с интересом слушали рассказ Ковальчук Анисьи Федоровны, ее воспоминания. Знакомство с живым свидетелем событий той войны и рассказ о боевом пути ветерана был очень ценен для формирования уважения к людям старшего поколения. После чтения отрывков из произведения Владимира Богомолова «За оборону Сталинграда», (Приложение 5) в которой повествуются воспоминания ветерана о жестоких боях за Мамаев курган, дом Павлова, железнодорожный вокзал, во время последующей беседы ребята стали говорить, что им знакомы эти места, и они там были. Чтобы показать детям, что имена героев не забыты, а увековечены в названии улиц, площадей, проспектов нашего города организовали НОД «Улицы города» (Приложение 4). Дети очень эмоционально отреагировали: «А на улице Быстрова наш садик!», «А я живу на улице Шумилова!», «А моя бабушка живет на улице Жукова». Таким образом, воспитанники уяснили для себя, что имена героев навечно вписаны в историю нашего города и страны.

Дидактические игры «Раньше и теперь», «Люби и знай свой край», «Город мой - Волгоград. Разрезные картинки» помогали детям закрепить свои знания, полученные в ходе бесед и занятий.

Изготовив макет «Военное сражение», мы дали возможность детям попробовать себя в качестве военнокомандующего, разведчика, танкиста, санитарки. После работы с этим макетом воспитанники неоднократно высказывались «На войне очень страшно. Только настоящие герои могли победить врага в бою».

Расширяя знания детей о героических подвигах людей во время Сталинградской битвы, надеялись на отклик среди ребят и были приятно удивлены, когда они в своей самостоятельной игровой деятельности отражали впечатления: в сюжетно-ролевых играх «Медсестры», «Разведчики»; подвижные игры «Попади в цель», «Переправа через мост». В ходе реализации проекта дети нашей группы приняли участие в районной интеллектуальной викторине дошкольников «Салют, Победа!», посвященной 75-летию разгрома фашистских войск под Сталинградом (викторина организована музеем Кировского района Волгограда). Команда воспитанников в ходе данного мероприятия закрепила знания о событиях Сталинградской битвы. Участники проекта поучаствовали также в областной акции «Живая книга памяти», посвященной 75-й годовщине победы в Сталинградской битве (организатор - «Мирознай») в номинации «Интервью ветерана». К концу основного этапа проекта (12 января) была организована встреча с родителями воспитанников, на которой многие семьи рассказали истории военной жизни своих родных. Отрадно отметить, что мальчики и девчонки активно помогали родителям поделиться историей своей семьи.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи разбудило мысль ребенка, вызвало эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Результатом проекта стал тематический вечер, посвященный 75-ой годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Он показал, насколько дети прониклись темой. Дошкольники открыто выражали свои эмоции, вспоминая дни давно минувших лет. Завершился вечер памяти акцией «Я помню! Я горжусь!». Девчонки и мальчишки, склонив головы, встали в колонну, прижав к груди фотографии своих прадедов – героев Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны.

Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы… III этап – заключительный (13 января – 16 января 2018 г.)

№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные 1 Выставка семейных газет «Герой в моей семье» 13 – 16 января Воспитанники подготовительной группы, родители Воспитатели

2 Акция «Я помню, я горжусь!» 16 января Родители, дети, воспитатели Воспитатели 3 Вечер памяти, посвященный 75-ой годовщине Победы в Сталинградской битве 16 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели Воспитатели старший воспитатель, музыкальный руководитель 4 Создание «Книги памяти» 16 января 2018 г. Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели Воспитатели старший воспитатель

Подведение итогов и оценка результатов В проекте приняло участие 24 воспитанника, 2 педагога, 14 семей воспитанников. Проведенные мероприятия основного этапа позволили полностью реализовать поставленные задачи Участники проекта сделали вывод, что проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи способствует развитию полноценной личности. Данный проект способствовал развитию интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Результаты проекта таковы: Родители стали активными участниками исследовательской деятельности вместе с детьми, проявили заинтересованность и внимание к истории своей семьи, своего города. У старшего поколения появилось желание поделиться с детьми информацией о заслугах своих родных и их наградах. Укрепились семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей. Дети убедились в том, что почти в каждой семье есть свой герой – участник Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Не все ветераны воевали, но каждый внес свой вклад в общую победу. Воспитанники и родители стали с большим уважением относиться к историческому прошлому своей семьи, своего народа и страны. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе. Дети усвоили и закрепили знания о Сталинградской битве и её значении в победе в Великой Отечественной войне. У воспитанников появилось чувство гордости за подвиги своих предков, за свой город, уважение к его истории. Прикосновение к «живым» документам истории семьи разбудило мысль ребенка, вызвало эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Педагоги убедились в том, что необходимо больше внимания уделять в детском саду воспитанию патриотизма и любви к Родине. Только зная и уважая историю своего государства и малой родины, можно вырастить настоящего ее гражданина. Кроме того, воспитатели сделали вывод, что только в тесном сотрудничестве с семьей воспитанника можно достичь поставленной цели.

Перспективы использования проекта: -для детей: узнать историю своей семьи, хранить ее в своей памяти, передавать следующим поколениям. -для педагогов: новые формы работы с детьми и родителями. - для родителей: приобщать детей к исследованию исторического прошлого своей семьи и народа в целом.

ЛИТЕРАТУРА 1. Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет / под ред. Е.С. Евдокимовой. – М.: «Планета», 2012. – 154 с. 2. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. 3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. 4. «Моя Родина – Волгоград»: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников/ Л.В. Лосева, М.В. Корепанова, А.М. Яценко. – Волгоград 2003г. 5. Патриотическое воспитание дошкольников / - М., 2008. Алешина Н. В. 6. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада»: опыт творческого проектирования/ Е.С.Евдокимова – Волгоград Перемена 2001г 7. По материалам сайта danilova.ru, solnet.ee,osd.ru, chuvrdub.ru, pinyakinata.blogspot.com,victory-day.ru, ru.wikipedia.org, pushkinlib.spb.ru, livelib.ru, detishki.ucoz.ru, 9maya.ru,

#Педагогическийматериал

Просмотров: 0

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+