Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 110
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Путешествие на Северный полюс» (по лексической теме «Животные Севера и Юга»).
Составила: воспитатель группы компенсирующей направленности
Степанова М.А.
г. Ангарск 2018
Цель:
Создать условия для формирования целостной картины мира у детей подготовительной группы, компенсирующей направленности
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогащать словарный запас детей словами по теме «Животные Севера»;
- закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные;
- продолжать развивать умение составлять сложносочиненные предложения с союзом «а»;
- совершенствовать монологическую речь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную грамматически правильную речь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление
Воспитательные задачи:
- воспитывать любознательность, интерес к изучению окружающего мира.
- воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательность, навыки сотрудничества.
Оборудование:
ИКТ: мультимедийная установка, глобус, разрезные изображения бурого и белого медведя, изображение животных Севера, «снежный ком». Ватман, клей - карандаш, салфетки, клеенки для клея, посылка с конвертами.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми на тему «Природные зоны Земли и их обитатели»;
- Рассматривание с детьми энциклопедий, иллюстраций, познавательных видеофильмов, презентаций по теме «Животные Севера и Юга»;
- Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Найди пару», «Четвертый лишний».
- Чтение художественной литературы по теме.
Ход:
Организационный момент:
Дети заходят в зал, здороваются, проводится игра на приветствие «Здравствуйте»
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку дал другу друг.
Я, М.А. дала руку Вадиму,
Я Вадим, дал руку Кате….. (про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)
В: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень). А какое время года наступит после осени? (зима). Напомните, пожалуйста, признаки зимы? (ответы детей).
А где всегда бывает много снега и льда, всегда холодно и морозно? (на Северном полюсе).
Давайте посмотрим с вами на нашем глобусе, где расположен Северный полюс.
Дети с воспитателем присаживаются вокруг стола с глобусом, рассматривают.
В: Каким цветом отмечен Северный полюс, почему? (ответы детей). А вы знаете, что существует Южный полюс и там тоже всегда холодно, много снега и льда (показывает). Как вы думаете, почему? (Потому, что лучи солнца не прогревают землю Северного и Южного полюсов).
Основная часть. Введение в тему.
Включается экран с звуковым сигналом «Вам пришло сообщение»
В: Как интересно! Посмотрим от кого оно?
На экране изображением чукчи.
«Здравствуйте, мальчики и девочки. Я живу на Севере, здесь очень интересно и красиво. Все кругом белое, блестящее. У меня много друзей. Я хочу, чтобы и мы с вами подружились. Приглашаю в гости. Кстати, по национальности я - чукча. А мое имя вы узнаете, если возьмете из этих слов по первому звуку. До свидания.
На экране изображения торта, апельсина, ножниц, автобуса, танка (Танат).
В: От кого пришло видео сообщение? Где живет? Кто по национальности?
Отправляемся в гости к Танату на Север? Как можно добраться? (ответы детей).
Предоставить выбор транспорта детям, на слайде – изображение транспорта.
- Упражнение на силу голоса «Самолет».
Появляется изображение чукчи.
«Добро пожаловать на Северный полюс, друзья. Я очень люблю играть, а вы? Тогда поиграем. Так как вы мои гости, я предлагаю выбирать игры вам самим. А игры, которые я вам предлагаю я оставил в посылке, которую прислал по почте».
Воспитатель с детьми подходят к посылке, договариваются, кто выберет игру. Вынимают из посылки карточку с изображением игры:
«Узнай животное по голосу» (ИКТ). (Фото животных)
Описание игры:
На экране звучит голос животного, дети угадывают. При правильном ответе появляется изображение. (Белый медведь, пингвин, северный олень, морж).
Воспитатель подводит итог игры: «Каких животных нашли?» (отвечать полным ответом).
- Появляется изображение чукчи «Молодцы»!
«Собери разрезные картинки белого и бурого медведя». (Фото медведей)
Описание игры:
Возьмите себе по одной части и соберите целые фотографии, чтобы понять, кто же там изображен.
Ребята делятся на команды с помощью разрезного материала и собирают изображения белого и бурого медведя на столах.
В: Давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи?
Дети проводят сравнительный анализ с использованием союза «а» в командах. Признаки отличия:
- Изображение чукчи «Отлично»
«Найди пингвина» (Фото пингвина).
Описание игры:
В: Прежде, чем найти пингвинов, я предлагаю узнать про них подробнее. Как вы считаете, пингвины — это птицы или животные? (Ответы детей).
- доклад ребенка на тему «Пингвин» (домашнее задание)
Пингвин — это птица. Но не все птицы могут летать. Пингвин, например, не летает. В своей белой манишке и чёрном фраке он похож на человечка, ходит на лапках, смешно переваливаясь. Перья у пингвинов короткие, но они плотно прикрывают тело, словно шубка. А главная их защита от морозов и холодных ветров — большие запасы жира под кожей. Пингвины живут большими стаями, вместе растят птенцов. И охотятся тоже компанией — так им легче защититься от врагов: кто — нибудь из них обязательно заметит опасность и предупредит остальных. Очень интересно, что пингвины не вьют гнёзд, а высиживают птенцов в складках живота, держа яйцо с детёнышем на лапках. Пингвины не умеют летать, зато очень хорошо плавают и ныряют. Питаются они рыбой, но в море идут только взрослые пингвины, а детёныши остаются на берегу. Пингвины очень дружны, и это помогает им выжить в суровых условиях севера.
Дети ищут картинки пингвинов, спрятанные в зале.
– доклад ребенка (домашнее задание).
Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их.
- изображение чукчи «Здорово, друзья!»
«Игра со снежным комом «Чей…?» - на закрепление притяжательных прилагательных.
В: «Я буду называть часть тела оленя, а вы будете отвечать на мои вопросы, например, чьи это ноги? Ответ будет — это оленьи ноги. Давайте попробуем?
Голова оленя — оленья голова
Нос оленя — …
Тело оленя — …
Рога оленя — …
Детёныш оленя — …»
На экране – изображение чукчи: «Молодцы, друзья, мне понравилось, как вы играли, а еще вы узнали про животных, которые живут на Севере. На память о нашей встрече, я дарю вам фотографии животных Севера!»
Воспитатель предлагает достать из посылки изображения животных Севера, наклеить их, чтоб получился плакат.
Заключительная часть.
В: Ребята, нам пора возвращаться домой, предлагаю занять свои места. Дети рассаживаются, раздается звук самолета. Встают.
Рефлексия:
В: Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Где мы побывали?
- С какими животными познакомились?
- Вам понравились сюрпризы, которые подарил вам Танат?
- Что было самым интересным?
- Кому было легко?
- Кому было сложно?
- Куда бы хотели отправиться в следующий раз?