Поиск

Программа "Волшебство сказки"


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска.

Программа по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Волшебство сказки!» Для детей 2-х – 7-ти лет. из части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО МКДОУ д/с № 499

Разработчики: старший воспитатель Ирина Николаевна Кривоногова воспитатель Сечко Ольга Геннадьевна

Новосибирск, 2017г. Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3-7 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы 5 1.3. Принципы к формированию Программы 6 1.4. Планируемые результаты освоения программы 6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7-11 2.1. Содержание психолого-педагогической деятельности 7 2.2. Методы и приемы, используемые при реализации программы 8 2.3. Современные образовательные технологии, применяемые при реализации программы 10 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 11 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 12-21 3.1. Тематическое планирование работы 12 3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы 18 3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 19 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 20 3.5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 20 3.6. Сетевое взаимодействие по вопросам реализации Программы 21 3.7. Кадровые условия реализации программы 21

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление. Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь? Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека! В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей. Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали». Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников. Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычной деятельностью занятий, новых открытий и знаний. (Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1) К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности. Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию от двух до четырех литературных произведений. В январе – 1-2 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13-20 произведений в каждой возрастной группе. В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх ОД. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. Программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ: • Концепция модернизации российского образования; • Закон «Об образовании Российской Федерации»; • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; 1.2. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации программы. Цель данной программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок. Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Развитие речи» основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой». Основными задачами программы являются: 1. Воспитание у детей дошкольного возраста интереса и уважения к книге как источнику культуры. 2. Поддержание и развитие детской эмоциональности. 3. Активизация речевого и творческого воображения детей. 4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников. Иными словами, данная программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников Содержание рассчитано на детей 2-х - 7-ти лет. Данная работа организуется со второй группы раннего возраста, 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группах с сентября по май каждого учебного года дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Длительность совместной деятельности: Вторая группа раннего возраста – до 10 мин. Младшая группа – до 15 мин. Средняя группа –до 20 мин. Старшая группа– до 25 мин. Подготовительная к школе группа – до 30 мин 1.3. Принципы к формированию программы. Основными принципами построения программы являются: • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно; • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация». • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением; 1.4. Планируемые результаты освоения программы • Воспитанник будет знать пословицы и поговорки о дружбе, доброте; отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; • Воспитанник будет уметь придумывать новый сюжет сказки и активно включаться в игровую деятельность, связанную с новым сюжетом сказки; высказывать своё отношение к героям сказок; выражать себя в доступных видах творчества; • Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи: оценивать конкретные поступки, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей как хорошие или плохие. • Воспитанник способен проявлять следующие отношения как отзывчивость, сопереживание, доброжелательность к окружающим; интерес к чтению (слушанию) и сочинению сказок.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1. Содержание психолого-педагогической деятельности. 1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения. 2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. 3. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего образовательную деятельность по данной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учителем - логопедом. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ. Роль сказки в воспитании детей Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников. Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний. Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 2-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей. Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер. Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников. Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка. В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того, они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы. 2.2. Методы приемы используемые при реализации программы.  беседы, ситуации общения;  экскурсии в музей и детскую библиотеку;  игровые ситуации, этюды, динамические паузы, пальчиковые игры;  организация конкурсов рисунков и поделок;  игровая деятельность;  знакомство с художественной литературой;  театрализованная деятельность.

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

2.3. Современные образовательные технологии, применяемые при реализации программы. ТРИЗ-технология ТРИЗ теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. В реализации Программы возможно использование следующих методов и приемов ТРИЗ – технологии:

Преобразование признаков объектов Встреча героев разных сказок, Старая сказка на новый лад, Сказка продолжается, Сказка наоборот, Изменим сказку, Сочиняем сказку Круги Луллия «Собери сказку», «Найди героя» Составление загадок, ребусов Составление загадок об объектах города, народного промысла, о предметах быта и т.д.

Игровая технология Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дидактические игры и упражнения «Узнай сказку», «Найди героя», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки герой» и др. Театрализованные игры По сказкам Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Детский сад», ….. Подвижные и хороводные игры «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «День и ночь», «Кошки-мышки», «Филин и пташки» и др. Информационно-коммуникативные технологии Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Презентации Power Point По литературным произведениям Интерактивные игры «Герои сказок», «Сказки А.С. Пушкина» 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. При ознакомлении с народной культурой и традициями важно организовывать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Анкетирование - приобщение детей к художественной литературе Все группы Ст. воспитатель Воспитатели групп Проектная деятельность «Мая любимая книга» Все группы Ст. воспитатель Воспитатели групп Консультации специалистов «Роль сказов в воспитание детей дошкольного возраста» Все группы Ст. воспитатель Музыкальный руководитель «Воспитание любви к сказке» Все группы Ст. воспитатель Педагог-психолог Родительские собрания «О традициях русской народной культуры» - «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» Все группы Ст. воспитатель Воспитатели групп Познавательные игры - КВН «В гостях у сказки» - «Что? Где? Когда?» Все группы Ст.воспитатель Воспитатели групп Тематические дни - «Книжкина неделя» Все группы Ст.воспитатель Воспитатели групп Акции - «Книга своими руками»;

Все группы Ст.воспитатель Воспитатели групп III. Организационный раздел 3.1. Тематическое планирование по возрастным группам Вторая группа раннего возраста Месяц Тема Кол-во в неделю Формы работы 9 Потешки «Пятушок золотой гребешок» 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Д/ игра «Узнай героя по описанию» 10 1. Стихотворения А. Барто 1 1 беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 11 1.«Репка». 2.«Колобок». 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Д/ игра «Узнай героя по описанию» 12 1. Курочка ряба 2. Теремок 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку», Дидактическая игра «сказки о животных» 01 И.Токмакова «Медведь»

Сутеев В. «Три котенка» 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 02 1. «Цыпленок и утенок» 2. Кто сказал мяу? 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Узнай героя по описанию». 03 1. Три медведя. 2. «Как коза избушку построила» 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Узнай героя по описанию». 04 1. «Козлятки и волк» 2. «Маша и медведь». 1 1 Чтение произведение, Беседа по содержанию, Дидактическая игра «Из какой сказки герой» 05 1. В. Бианки. Лис и мышонок 2. «Рябое яичко» Г. Науменко. 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку» 2 младшая группа Месяц Тема Кол-во в неделю Формы работы на занятии 09 Нехочуха 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку», 10 1. Пузырь, соломинка и лапоть 2. Колосок 1

1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку», 11 1. Лиса и козел 2. Кот и лиса 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Узнай героя по описанию». 12 1. Пых 2. Снегурочка и лиса 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку», Дидактическая игра «Мяч по сказкам». 01 1. А Кондратьева «Метель» 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 02 1. Заюшкина избушка 2. «У страха глаза велики» обр. М. Серовой 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку», Дидактическая игра «Мяч по сказкам». 03 В. Сутеев. 1.«Под грибом». 2. «Кораблик» 1 1 Чтение сказок, Беседа по содержанию, Дидактическая игра «Из какой сказки герой» 04 1. Смоляной бочек 2. Лиса и журавль. 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку» 05 1. Игра. (русская народная шутка) 2. Сорока-ворона (русские народные потешки). 1 1 Чтение, беседа по содержанию. Дидактическая игра «Узнай героя по описанию».Д/игра « Назови сказку» Средняя группа 9 Сутеев В. «Мышонок и карандаш» Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 10 1. Война грибов 2. Мышка на прогулке 1. 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 11 1. Кот серый лобок, козел да баран. 2. Гуси лебеди. 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическое упражнение «Придумай концовку» 12 1. Зимовье. 2. «Елка» В. Сутеева 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Дидактическая игра «Исправь ошибку» 01 Сказки с героем - лиса 1. Лисичка со скалочкой. 1 1 Чтение, беседа и игры по содержанию, Сочинение нового варианта прочитанной сказки 02 1 Лиса Патрикеевна 2. Лисичка сестричка и серый волк 1 1 Чтение сказки. Дидактическое упражнение «Придумай концовку», Дидактическая игра «Узнай героя по описанию». 03 1. Крошечка-Хаврошечка 2. Умей обождать 1 1 Чтение сказки. Дидактическое упражнение «Придумай концовку», Дидактическая игра «Мяч по сказкам». 04 1.Сестрица Аленушка и братец Иванушка. 2. Бобовое зернышко 1 1 1 Чтение сказки. Д/задание «Путеводитель по сказкам». Обыгрывание сюжетов. 05

Толстой Л.Н. 1. Отец и сыновья 2. Муравей голубка 1 1 Чтение сказок. Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке». Заучивание отрывка из сказки.

Старшая группа Месяц Тема Кол-во в неделю Другие формы работы (совместная деятельность) 09. А.С. Пушкин 1. Осень 1 Беседа – опрос, Чтение сказок Д/игра «Из какой сказки слова» 10 1 Сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» 2. Сказка о золотом петушке. 1 1 Беседа – опрос, Чтение сказок Д/игра «Мяч по сказкам» 11 1. У лукоморья дуб зеленый… 2. Ель растет перед дворцом 1 1 Чтение сказки, беседы по содержанию. Выставка собственных иллюстраций к произведением с использованием разных изобразительных средств и техники изо -деятельности. 12 1. Зимний вечер 2. Зима!... Крестьянин торжествуя. 1 1 Выставка сказок А.С. Пушкина. Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Д/задание «Исправь ошибку». 01 1. Снегурочка 1 1 Чтение сказки. Д/игра «Назови сказочного героя с необычным внешним видом» 02 1. Лебедь, рак и щука. 2. Что такое хорошо и что такое плохо 1 1 Чтение сказки. Д/приём «сказка из кубиков». Д/игра «дополни имя». 03 1. Мать и дитя. 2. Колыбельные 1 1 Чтение сказок, беседа по содержанию. Д/игра «Назови волшебные слова» 04 1 Сказ про храброго зайца 2. Как собака друга искала. 1 1 Чтение сказки, беседы по содержанию. Д/задание «Исправь ошибку». Д/игра «Из какой сказки слова» 05 1. Хитрая лиса. 2. Игра в цветы. Чтение сказки, беседы по содержанию. Выставка собственных иллюстраций к произведением с использованием разных изобразительных средств и техники изо -деятельности Подготовительная к школе группа Месяц Тема Кол-во в неделю Другие формы работы (совместная деятельность) 9. 1. Кукушка 1 Беседа – опрос, Чтение сказок. Д/игра «Из какой сказки слова» 10 1. Хорошо, но трудно. 2. Непослушные вещи. 3. Заяц-бездельник, Козы 4. Мальчики и девочки 1 1 1 1 Чтение сказок, Беседа – опрос, Д/игра «Мяч по сказкам» 11 1.Самый красивый наряд на свете 2. Именинный суп 3.Орел и воробей 4.Кто лучше 1

1 1 1 Чтение сказки, обыгрывание сюжета.Д/игра «Сказки о животных» Конкурс чтецов (отрывки) Дидактическое упражнение «Придумай концовку» 12 1. Очки 2. Котята 3. Красная шапочка 4. Золушка 1 1 1 1 Чтение сказки, беседы по содержанию. Выставка собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изо - деятельности. Д/ приём «придумай свой конец к сказке». 01 Сказки народов мира Кот в сапогах Подарки фей Принцесса на горошине 1 1 1 Чтение сказок, обсуждения Выставка сказок Андерсена. Беседы по содержанию выставки. Викторина по сказкам Ш.Перро. Д/задание «Исправь ошибку» Д/игра «Из какой сказки слова» 02 Дюймовочка Ребячья болтовня Стойкий оловянный солдатик Гадкий утенок 1 1 1 1 Чтение сказки, беседа по содержанию. Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке». Д/игра «Назови героя с необычным внешним видом». Сочинение продолжения сказки. 03 Бременские музыканты Горшок каши Семеро храбрецов Чем пахнут ремесла 1 1 1 1 Чтение сказки, беседа по содержанию. Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке». Д/игра «Назови героя с необычным внешним видом». Сочинение продолжения сказки. 04 Маугли Есть у меня шестерка слуг Робин-Бобин Донья Ерундана 1 1 1 1 Чтение сказки. Выставка рисунков к сказке. Создание образов по сказкам. Д/игра «Назови сказочного героя с необычным внешним видом» 05 Продавец снов Приключения маленького щенка 1 1 Чтение сказки Викторина по сказкам Д/игра «сказочные загадки» Дидактическое упражнение «Опиши характер героя» Д/игра «Назови волшебные слова»

3.2. Описание материально – техническое обеспечения.

Наименование количество Использование Сканер 1 оцифровка иллюстративного бумажного источника информации для использования в интерактивных видах деятельности Компьютер с выходом в интернет 1 повышение компетентности педагогов, пополнение медиотеки, распространение опыта работы в социальной сети работников образования и информирование родителей, использование интерактивных игр с детьми Проектор 2 Проецирование медиаматериалов при организации фронтальных видов деятельности, использование в работе с интерактивной доской Интерактивная доска 2 использование интерактивных игр в работе с участниками образовательного процесса Фотоаппарат 1 фиксация деятельности на флэшнакопитель для дальнейшего использования в совместной деятельности с детьми, информировании родителей и осуществлении аналитической и контрольно-оценочной деятельности по оценке качества реализации программы, представление фотоотчётов

3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и программы 1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с. 2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с. 3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40. 4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28 5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с. 6. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В апреле в ДОУ проводится "Театральный фестиваль", в котором принимают участие дети и родители всех групп. Цель- активизация творческой деятельности детей; обмен творческими достижениями и возможность установления тесных контактов между детьми, родителями, педагогами. Дети выступают как «артисты», а также в роли «зрителей» посещают театрализованные представления, подготовленные силами детей (или совместно детей и родителей) других групп. Принцип организации просмотров – дети младших групп смотрят «спектакли» в средней группе и доступные по тематике «спектакли» в старших группах; дети средних групп – в старших и подготовительных группах; в старших и подготовительных группах организуются взаимопосещения. Все дети принимают участие в изтотовлении декораций, элементов костюмов, афиш, пригласительных билетов. За несколько недель до Театрального фестиваля на двери групп и в музыкальном зале вешают афиши, приглашают родителей, сотрудников ДОУ, детей из других групп, вручают им программки спектаклей и пригласительные билеты. Открытие и закрытие Фестиваля проходит в форме театрализованного развлечения, дети получают новую информация о театре, делятся впечатлениям, им вручают памятные подарки и т.п. Театрализованные постановки строятся на возможностях и навыках детей полученные при реализации программы.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одной из деятельности рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании деятельности в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно. Система работы по реализации программы «Волшебство сказки!» требует организацию специальной развивающей предметно- пространственной среды, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия: В группах созданы уголки в которых содержится весь необходимый материал: Сказкотека с необходимой художественной литературой и карточек по работе с ними по возрастной группе. Дидактические игры на закрепление знаний и умение фантазировать по произведениям, различные виды театров.

3.6. Сетевое взаимодействие по вопросам реализации Программы. Сетевое взаимодействие осуществляется с Музеем истории и развития Калининского района, библиотекой им. Лихачева.

3.7. Кадровые условия реализации программы. Дополнительная образовательная программа реализуется педагогическим коллективом: воспитателями, старшим воспитателем, родителями. К воспитателю, работающему c детьми дошкольного возраста, предъявляются особые требования, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Педагог должен владеть технологией ТРИЗ использовать приемы действенного соучастия детей, привлекает детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию. Хорошо помогает улыбка, спокойный тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у ребенка удовольствие и радость. Воспитатель организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие атрибуты, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.

Приложение № 1 Карточки к программе «Волшебство сказки!» Вторая группа раннего возраста

#Педагогическийматериал

Просмотров: 16

Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+