Поиск

Мастер-класс по лепке из соленого теста


муниципальное учреждение дополнительного образования «Шекснинский дом творчества»

Т. В. Кочнева

Методическая разработка занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Добрая сказка» (лепка и роспись игрушек из соленого теста)

«Изготовление плоской фигуры Деда Мороза» практическое занятие для детей 7 лет

Шексна 2017

Автор-составитель: Кочнева Тамара Владимировна, педагог дополнительного образования МУ ДО «Шекснинский дом творчества»

Краткая аннотация

Методическая разработка занятия написана педагогом дополнительного образования МУ ДО «Шекснинский дом творчества». Занятие разработано для детей 7 лет. Лепка – прекрасный способ релаксации и коррекции психофизиологических качеств ребенка, а тесто – доступный, экологически чистый материал. Актуальность данной разработки состоит в том, что занятие проводится в преддверии Нового года, дети смогут изготовить подарок своим руками, принять участие в конкурсах, посвящённых новогодней тематике. Предложенный алгоритм можно использовать для изготовления других моделей. В разработке содержится пошаговая инструкция изготовления модели с демонстрацией фотографий. Материалы разработки могут быть полезными педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям технологии в начальной школе, воспитателям детских оздоровительных лагерей. Использование данного материала возможно на занятиях в детском саду, на уроках технологии в начальной школе, а так же на творческих занятиях в лагере. Введение Основным видом деятельности детей в объединении «Добрая сказка» Шекснинского дома творчества с 1995 года является лепка из соленого теста. В ходе занятий дети получают знания о тесте и способах его приготовления, других материалах и инструментах, используемых в работе. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, координации зрительных и тактильных ощущений. Особый акцент в содержательной части программы по лепке из солёного теста делается на работу со сказками. Сказка близка ребенку, обогащает его внутренний мир, учит добру, приносит ему знания об окружающем мире. Обращение к сказочным героям, к проблемным ситуациям развивает творческое воображение и логическое мышление. Знакомство с образами героев сказок обогащает представление детей о характере человека, животных, учит находить нестандартные выходы из различных жизненных ситуаций. Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по лепке человеческой фигуры из большого количества деталей. Данное занятие проводится по программе перед новогодними праздниками. К этому времени дети уже умеют работать с тестом, неоднократно выполняли лепку других персонажей, знают особенности лепки человеческой фигуры. Под руководством педагога, повторяя его действия, дети выполняют лепку плоской фигуры Деда Мороза. Особенность разработки состоит в том, что к разработке предлагается пошаговая инструкция изготовления модели с демонстрацией фотографий. В основе разработки лежат материалы из опыта педагога.

Тема занятия «Изготовление плоской фигуры Деда Мороза» Цель: совершенствование знаний, навыков и умений при лепке человеческой фигуры из большого количества деталей

Задачи:  продолжить формирование практических способов деятельности;  закрепить навык соединения деталей изделия;  создать условия для развития умений оценивать и исправлять результат работы.

Тип занятия: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков Форма проведения занятия: традиционное учебное занятие с практической работой

Форма организации занятия: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Средства обучения: плакат с изображением Деда Мороза, образцы плоских моделей из теста, алгоритм изготовления игрушки из теста.

Необходимое оборудование: доски для лепки, стеки, кисти; Расходные материалы: соленое тесто, емкости с водой; Иллюстрационный материал: плакат с изображением персонажей новогоднего праздника, цветные ладошки из бумаги.

Планируемые результаты:  соразмерность деталей человеческой фигуры;  плотное и правильное соединение деталей изделия;  соответствие изделия заданному образу;  аккуратное выполнение работы;  адекватная оценка детьми продуктов своего труда.

Ход проведения занятия

Этап занятия, задачи этапа Методы, средства и формы организации учебной деятельности Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формируемые УУД Организационный этап Задачи: - подготовка к работе; - определение цели и задач занятия Словесно- иллюстративный метод, форма организации - фронтальная Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашей волшебной мастерской. Скажите, а у вас есть любимый праздник? Какой? Послушайте и отгадайте про какой праздник идёт речь в загадке? «Всюду елки наряжают В маски рядится народ… Только раз в году бывает Добрый праздник…» (Ответы детей). Правильно! Одним из любимых зимних праздников является Новый год. Посмотрите на плакат ( Дед Мороз на нем закрывается листком бумаги). (Приложение 1) Кого здесь не хватает? Кто пропал? Дед Мороз - главный персонаж праздника. А куда же он пропал? Его, наверное, заколдовали, и нам необходимо совершить чудо, чтобы чары растаяли. Мы ведь волшебники? Мы превращаем тесто в персонажей разных сказок и оживляем их красками. Как мы с вами можем помочь дедушке, чтобы он появился на елке у детей? (Ответы детей). Правильно, мы слепим Деда Мороза и спасем праздник. Взаимное приветствие, ответы на вопросы, формулирование цели. Регулятивные УУД Этап проверки имеющихся знаний Задачи: - выяснить степень усвоения материала, -определить типичные недостатки в знаниях, ликвидировать недочеты Словесный, форма организации - фронтальная Кто может мне рассказать, как выглядит Дед Мороз? Во что он одет? (Ответы детей) Итак, мы выяснили, что это дедушка с бородой, одетый в тулуп, шапку и валенки. Он всегда веселый и умеет петь и танцевать. Посмотрите на эти работы (демонстрация уже имеющихся образцов). Их выполнили дети, которые занимались у нас ранее. Обратите внимание на шубу дедушки – она украшена меховыми отворотами и узорами, длинная до пят, из под нее видны только нижние части валенок, у нее широкие рукава, скрывающие руки. На голове надета шапка – она теплая зимняя с меховым отворотом. В руках у дедушки можно увидеть елочку или мешок с подарками. Перед тем, как начать работу, проверьте свое рабочее место. Что нам необходимо для лепки? (Ответы детей). Тесто, подкладка, кисточка, стеки. Кто может рассказать мне как сделать тесто для лепки? (Ответы детей). А зачем нужна вода и кисти? (Ответы детей). Правильно, для соединения деталей. Она выполняет роль клея. Мы будем аккуратно смачивать изделие и присоединять к нему детали. Ответы на вопросы, участие в обсуждении Регулятивные и коммуникативные УУД Динамическая пауза. Упражнение «Теремок» Сейчас мы подготовим наши основные инструменты – руки к работе. Готовы? (Приложение 2) Проводится для снятия мышечного напряжения и развития моторики пальцев рук.

Основной этап Задача: - выполнить практическую работу Практический, индивидуальная форма работы Итак, дорогие мои волшебники, мы начинаем! Мы будем стараться выполнять работу самостоятельно и помогать товарищу, если это необходимо (Приложение 3). Разомнем кусочек теста в ладошке, поделимся с ним своей положительной энергией. Не забудем, что дедушка у нас должен получиться добрый - он ведь приносит всем подарки (фото 1) Затем, при помощи стека разделим кусочек теста на две равные части (фото 2). Из одной сформируем шарик, затем овал и установим его на поверхности. Расплющим рукой (фото 3). У нас получилась лепешечка яйцевидной формы (фото 4). При помощи стека прямо срежем нижний край (фото 5) и из отрезанного кусочка сформируем два равных шарика – это будут валенки. Их мы присоединим обратно, слегка смочив водой (фото 6). Теперь позаботимся об украшении дедушкиной шубы. От другой половинки теста отрезаем частичку величиной с два ноготка и раскатаем ее в полосочку на плоской поверхности. Ее мы установим на шубу в виде перевернутой буквы «Т» (фото 7), и не забудем смочить водой. Теперь оставшееся тесто делим на три части и из одной из них катаем шарик- это голова деда. Установим ее в верхней части шубы и расплющим. Теперь трубочкой обозначим глазки в середине лица (фото 8). От второго кусочка теста отщипнем две частички величиной с рисовое зернышко и скатаем из одной шарик - это нос. Его мы установим дедушке между глаз. Следующий маленький шарик мы превратим в бороду – расплющим на пальце и присоединим к лицу под носом (фото 9). В верхней части бороды делаем небольшую прорезь стекой - это рот (фото 10). Теперь остатки второго кусочка теста делим на две неравные части. Из большей катаем шарик и ставим его при помощи воды дедушке на голову сверху, а из меньшей – полоску, которая будет «меховой» оторочкой шапки (фото 11). Теперь у нашей фигурки не хватает только рук. Оставшийся третий кусочек теста делим пополам, раскатываем на две полоски и устанавливаем по сторонам туловища (фото 12). Выполнение изделия Регулятивные и коммуникативные УУД Оценочный этап Задача: - оценить сформированность умений; - выявить проблемы в усвоении материала Словесно- иллюстративный и практический, форма работы - фронтальная и индивидуальная Наш Дед Мороз готов (фото 13, 14). Сейчас мы посмотрим на него и поздороваемся с ним: «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Как вы думаете, что он вам сейчас ответит? Доволен ли он своим костюмом? (Ответы детей). Попробуем сравнить нашего дедушку с изображением его на плакате. (Убирается закрывавший его лист бумаги). Похож ли наш дедушка на свое изображение? Чем отличается? Что еще можно исправить, добавить к фигурке? (Ответы детей) Молодцы! Наши дедушки все очень красивые… А какие они еще? (Ответы детей). Теперь они должны просохнуть, и на следующем занятии мы будем их расписывать, оживлять. Оценка продуктов труда методом демонстрации и сличения с образцом Регулятивные УУД Рефлексия Фронтальный и индивидуальный Вы сегодня очень хорошо потрудились - дедушки у нас замечательные! Мы спасли детский праздник - теперь Дед Мороз обязательно на нем появится! Понравилось ли вам на занятии? Я попрошу вас оценить свою работу и проголосовать цветными ладошками. Красная - мне понравилось, синяя- не понравилось. Спасибо! До встречи на следующем занятии! Рефлексивно- оценочные действия Регулятивные УУД

Заключение

Данное занятие можно провести в качестве заключительного по теме, после освоения навыков лепки человеческой фигуры, а так же, как отдельное при изготовлении новогоднего сувенира или как промежуточную аттестацию с целью контроля знаний и умений. Педагогу необходимо приготовить тесто для лепки, охладить его. Изделию по желанию можно добавить дополнительные детали (посох, мешок с подарками…) и декор (бисер, пайетки….). После работы необходимо вымыть руки. Игрушка проходит этап просушки и на следующем занятии ее расписывают гуашевыми красками. Перед росписью целесообразно ещё раз провести беседу о том, как и во что, одет Дед Мороз. Для изготовления любой игрушки из теста можно использовать следующий алгоритм: 1. Выбор образа или сюжета. 2. Подготовительная работа (сбор информации, обсуждение, подбор материалов). 3. Демонстрация имеющихся образцов. 4. Создание эскиза или модели. 5. Практическая работа. 6. Анализ качества выполненных работ. 7. Доработка изделия. 8. Демонстрация готовых работ.

Изделие можно использовать как украшение на елку или элемент новогоднего панно. Занятия по лепке рекомендуется проводить в просторном кабинете, где у каждого ребёнка достаточно места для выполнения задания. Удобно соединить столы вместе, образовав один большой. Так дети видят и педагога, и друг друга, могут оказать взаимопомощь. Образцы фигур расположить в центре стола. Прекрасно смотрятся готовые изделия на выставке, в кабинете. Для занятий по лепке наглядность для детей имеет важную роль. Готовые изделия служат как образцы для изготовления, так и мотивация сделать более сложную модель. Так же большое значение имеют правила обращения с готовыми изделиями. Они очень хрупкие, и их поломка вызывает огорчение у детей. Поэтому детей необходимо научить обращаться с моделями.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2 Упражнение «Теремок» Вот, не низок не высок, На полянке - теремок. (Кисти складываем «домиком») Из трубы идет дымок, (пальцами показываем в воздухе спираль вверх) На двери висит замок .(складываем пальцы в «замок») Вот комарик пролетал- В окно носом постучал. (Указательным пальцем рисуем воображаемый круг в воздухе) Зайка в теремок заглянет- Лапкой в дверь забарабанит.(указательный и средний пальчик выпрямляются и изображают ушки, они шевелятся вперед- назад). Мышонок в лодке приплывет,(ладони сложить «лодочкой») На чай всех в гости позовет.(четыре пальца вместе сгибаются и разгибаются-«зовут» в гости и ладони раскрываются вперед). Чтобы чашки подавать, Гостей надо посчитать. (На раскрытой ладони поочередно загибаем пальчики от мизинца до большого и кулачок поворачиваем к себе).

Все движения выполняются двумя руками и повторяются 3-5 раз.

Приложение 3

#Педагогическийматериал

Просмотров: 0

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+