Развитие юных интеллектуалов


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска

Педагогический проект «Развитие юных интеллектуалов»

Авторы: старший воспитатель высшей категории Кривоногова И. Н., воспитатель I категории Милютина Е. В., воспитатель высшей категории Боброва Е. Н.

Новосибирск 2017 Данный проект по интеллектуальному развитию детей дошкольников через игру содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в организации работы по взаимодействию всех участников образовательных отношений по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста и создание благоприятных условий для развития интеллекта и познавательного интереса у детей в образовательном процессе и в свободной деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям. Паспорт проекта Название проекта «Развитие юных интеллектуалов». Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое. Вид проекта: практико – ориентированный, групповой, долгосрочный. Сроки реализации проекта: 01.09.2017 г. по 31.05.2020 г. Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры). Продолжительность: долгосрочный, предназначен для педагогов, родителей и детей младшего и старшего дошкольного возраста Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: • поддержка разнообразия детства; • сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; • уважение личности ребёнка; • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Актуальность проекта. Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника. Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываем в нашей работе, но стараемся не переусердствовать, не погасить в детях познавательный интерес. Предлагаем детям новые интересные занятия, поддерживаем их интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений. Цель и задачи проекта. Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития интеллекта и познавательного интереса у детей в образовательном процессе и в свободной деятельности. Задачи проекта: 1. Внедрять в практику интеллектуальные игры на печатной основе для развития познавательной активности. 2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков, и умение их применить в любых ситуациях. 3. Вести просветительскую и партнерскую работу с педагогами и родителями. 4. Пополнять и обогащать предметно развивающую образовательную среду. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Целевая группа проекта: проект предназначен для педагогов детей младшего и старшего дошкольного возраста. Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на: • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности; • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Организованная образовательная деятельность включает в себя: • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка; • Создание педагогических ситуаций; • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций; • Проведение интеллектуальных игр и турниров; • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен; Мероприятия групповые, межгрупповые, районные: • Интеллектуальные игры, КВНы, викторины. Ожидаемые результаты проекта. Для детей: • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций; • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности; • решать интеллектуальные задачи, соответствующие возрасту. Для родителей: • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей дошкольного возраста; • активизация участия родителей в работе с детьми по развитию познавательной активности и интеллектуальных способностей, самоконтролю; • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития. Для педагогов: • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей дошкольного возраста; • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Продукт проектной деятельности: • картотека интеллектуальных тематических игр на печатной основе; • пополнение ППРС развивающими интеллектуальными играми и методическое сопровождение, картотека дидактических игр; • разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по применению игр; • презентация проекта. Перечень основных направлений проекта Оснащение предметно –развивающей среды групп детского сада: 1. Оформление уголка по интеллектуальным играм. 2. Подборка и разработка методических пособий. 3. Создать картотеку игр по интеллектуальному развитию. 4. Сотрудничество с социальными партерами

Методическая копилка: • составить перспективные планы работы по интеллектуальному развитию дошкольников. • разработать тематические интеллектуальные игры, конспекты турниров КВНов, семинары-практикумы, мастер-классов, консультаций, памяток. • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у дошкольников для педагогов и родителей. Работа с родителями: Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через индивидуальные консультации, беседы, практикумы, мастер-классы. родительские собрания, интеллектуальные КВНы. Краткое описание проекта по этапам. 1 этап –подготовительный. Сентябрь 2017 г. Наблюдения на начальном этапе помогут выявить степень активности детей в выборе дидактических игр. В последующей деятельности мониторинг помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Мониторинг проводят воспитатели. 2 этап –основной. Октябрь 2017 - март 2021 г. Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка загадок (арифметических, логических), лабиринтов, кроссвордов, заданий на логическое мышление, логических задач - шуток, логорифов, метаграмм, разнообразных игр по данной теме. 3 этап – заключительный. Апрель – май 2021 г. Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта. Ресурсное обеспечение № п/п Наименование ресурсной базы Количество 1. Групповая комната 1 2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве 3. Технические средства: • магнитофон • проектор для мультимедийных презентаций • ноутбук 1 1 1 4. Наглядный материал: • Демонстрационный и раздаточный материал:  альбомы заданий «Сложи узор»,  «Лепим нелепицы»,  «Спасатели приходят на помощь»,  «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «На златом крыльце…»; • Дидактические пособия, игровые пособия:  кубики Никитина,  логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизенера,  игра – головоломка «Тангос»,  логические квадраты Никитина,  развивающие игры Воскобовича «Фонарики» • Дидактические игры:  «Занимательная викторина»  «Почемучка»  «Четвертый лишний»  «Подбери схему» и др. • Тематические интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста. В достаточном количестве 5. Методический материал: • Основная общеразвивающая программа дошкольного образования, • Перспективный план НОД в режимных моментах, • книги с методическими рекомендациями, • Программа развития интеллектуальных способностей у дошкольников через интеллектуальные игры «Юный интеллектуал» В достаточном количестве

План реализации проекта

Подготовительный этап (сентябрь 2017 г.) № мероприятия цель участники сроки 1. Мониторинг Выявление уровня интеллектуального развития детей Воспитатели 1 неделя сентября 2. Планирование деятельности по теме проекта Составление перспективного плана работы Воспитатели, дети 2 неделя сентября 3. Подбор материала по теме проекта Систематизация собранного материала Воспитатели 3,4 неделя сентября 4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта, анкетирование. Ознакомление родителей с проектом, выявление уровня заинтересованности родителей в совместной деятельности Воспитатели, родители 4 неделя сентября

Основной этап (октябрь 2017 г. – март 2021 г.)

№ Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации 1 Социально-коммуникативное развитие: 1. Игры на развитие коммуникативной сферы, например:  «Осьминожки»  «Улыбка»  «Живые куклы»  «Назови по имени»  «Волны»  «Ссора» 2. Игровые ситуации иллюстрированного типа 3. Игровые ситуации активного участия – «Инсценировки – подскажи решение»

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Картотека игр на развитие коммуникативной сферы (группы, педкабинет)

Подборка коммуникативных игровых ситуаций (группы)

Дети и воспитатели, родители

В течение проекта 2 Познавательное развитие

1. Игры с палочками Кюизенера 2. Игры с блоками Дьенеша 3. Игры с кубиками Никитина 4. Логические задачи, головоломки, кроссворды, ребусы, загадки. 5. Настольно – печатные развивающие игры

Развивать интерес, любознательность, познавательную активность

Учебно – игровые пособия и дидактические пособия

Картотеки

Дети и воспитатели, родители

В течение проекта в соответствии с перспективным планом по каждой возрастной группе 3 Речевое развитие  Пальчиковые игры  Загадки  Физкультминутки  Стихи Учить владеть речью как средством общения и культуры Е. Косинова «Гимнастика для пальчиков», картотеки Дети и воспитатели, родители В течение проекта 4 Художественно – эстетическое развитие 1. Логические упражнения:  «Дорисуй недостающие детали»  «Волшебные картинки» 2. Художественное творчество:  «Нарисуй отгадку»  «Нарисуй новый конец сказки»  «Дорисуй картинку»  «Раскрась согласно цветовой схеме»  «Укрась доску элементами любой росписи»

Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании

Картотека тематических интеллектуальных игр, тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, графические диктанты.

Дети и воспитатели родители

В течение проекта в соответствии с перспективным планом по каждой возрастной группе 5 Физическое развитие: Физкультминутки Интеллектуальные игры по теме «Здоровье»

Укреплять крупную и мелкую моторику Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Работа с родителями

Проведение Содержание работы Группа 2017 - 2018

Сентябрь Презентация вариативной программы «Юный интеллектуал» на родительском собрании. Вторая младшая, средняя Работа по организации уголков «Умные игры» и «Юный интеллектуал» совместно с родителями Консультация «Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности дошкольников»

Ноябрь Практикум для родителей «Играем вместе» Вторая младшая • Папка – передвижка «Интеллектуальное развитие ребёнка 4-5лет» Средняя Февраль • Библиотека совместных игр «Придумщики». Игры на развитие воображения» Вторая младшая Март Консультация «Развитие умственных способностей детей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» Средняя 2018 - 2019 Сентябрь • Консультация «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми» Средняя, старшая

Октябрь • Библиотека совместных игр. Картотека «Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет» Средняя • Библиотека совместных игр. Картотека «Игры на развитие воображения для детей 4-5 лет» Средняя • Папка - передвижка «Игры и упражнения с блоками Дьенеша» Средняя, старшая • Буклет «Игры и упражнения с палочками Кюизенера» Старшая 1 раз в квартал • Журнал для любознательных родителей «Юный интеллектуал» Средняя, старшая

Январь Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников средствами логико-математических игр» Старшая Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Средняя Февраль Буклет «Игры и упражнения на развитие творческого воображения детей» Старшая 2019 - 2020 Октябрь Рекомендации для родителей «Логика по дороге домой» Старшая, подготовительная Ноябрь Родительская гостиная «Хитрые вопросики» Старшая, подготовительная Декабрь Встреча за круглым столом «Поделись опытом» Подготовительная Январь Буклет «Занимательные игры» Старшая, подготовительная Февраль День открытых дверей «В гостях у мудрой тётушки Совы» Старшая, подготовительная Апрель Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Старшая, подготовительная 2020 - 2021 Сентябрь Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя» подготовительная Октябрь Мастер – класс «Развивающие игры Воскобовича» подготовительная Ноябрь Папка - передвижка «Словесно – логическое мышление старших дошкольников» подготовительная Декабрь Консультация «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии старших дошкольников» подготовительная Март Фото – выставка «Играем дома» подготовительная Апрель Квесты подготовительная

Сотрудничество с социальными партерами

№ Год Мероприятия Социальные партнеры 1

2017-2018 Интеллектуальная игра по теме «С днём рождения, мой город Новосибирск! » МКДОУ № 499, МКДОУ № 20, МКДОУ № 13 2 Городской семинар «Игровая компетентность педагогов ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования» - «Интеллектуальные игры на печатной основе» Городской центр развития образования 3 Единый районный методический день «Научно – методическое сопровождение педагогов ДОО в процессе реализации ФГОС» - Мастер – класс «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности» Городской центр развития образования 4 2018-2021 Дистанционные интеллектуальные игры Детские сады Калининского района 5 Районная интеллектуальная игра Детские сады Калининского района 6 2019-2021 Районный круглый стол «Поделись опытом по интеллектуальным играм» Детские сады Калининского района

Заключительный этап (Апрель-май 2021)

Мероприятия Цель Участники Сроки 1. Мониторинг эффективности проекта Проследить динамику и эффективность мероприятий проекта Воспитатели, родители и дети Апрель Май

2. Отчет – презентация по реализации проекта «Развитие юных интеллектуалов» для педагогов МКДОУ № 499 на итоговом педагогическом совете Поделиться опытом с педагогами Воспитатели Май Продукт для педагогов: 1. Картотеки:  «Лабиринты»  «Кроссворды»  «Логорифы»  «Метаграммы»  «Задачи – шутки»  «Арифметические логические задачи»  «Ребусы»  «Игры на развитие мышления»  «Игры на развитие воображения»  «Дидактические игры с палочками Кюизенера»  «Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша» 2. Памятки:  «Занимательные игры»  «Игры и упражнения на развитие творческого воображения детей»  «Игры и упражнения с палочками Кюизенера»

Продукт для родителей: 1. Библиотека совместных игр:  «Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет»  «Игры на развитие воображения для детей 4-5 лет» 2. Журнал для любознательных родителей «Юный интеллектуал» 3. Буклет «Занимательные игры» 4. Буклет «Игры и упражнения с палочками Кюизенера»

Литература. 1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у дошкольников» 2. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с. 3. Косинова Е. «Гимнастика для пальчиков», 4. Лютова – Робертс Е. Игры на развитие коммуникативной сферы. 5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с. 6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с. 7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с. 8. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008 9. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с. 10. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: Москва, 2006. – 256 с.

#Педагогическийматериал

Просмотров: 21

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

0+