Конспект непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Жаворонки летите-весну красну принесите!»
Возрастная группа: старшая
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить с народным весенним праздником – Сороки;
Расширять знания детей о народных приметах;
Знакомить с малыми фольклорными формами;
Расширять словарный запас детей;
Закрепить знакомые приемы лепки;
Развивающие:
• Развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка через беседу, игру, чтение закличек, примет;
• Развивать познавательные способности детей;
• Развивать воображение.
Воспитательные:
Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость;
Приобщать детей к русской народной культуре.
Материалы и оборудование: ИКТ презентация, тесто для лепки, салфетки, стеки, дощечки для лепки, аудиозапись П. И. Чайковского «Песня жаворонка»
Этапы занятия, форма
Содержание
Деятельность детей
Мотивационно-ориентировочный этап
- организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнёмся нашим гостям, а они улыбнутся нам в ответ. Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших и пригожих, я приглашаю позаниматься.
Ребята, посмотрите, нам улыбается солнышко. Заведем ка хоровод, да порадуем солнышко весенней закличкой. Я буду говорить, а вы вместе со мной делайте движения.
Русская народная инсценировка «Солнышко красно»
Солнышко красно,
Гори, гори ясно! Ходьба в хороводе
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети! Инсценируем полет птицы
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти! Руки вверх, тянемся к солнцу
Солнышко красно,
Гори, гори ясно! Ходьба в хороводе
В небе рыбкой проплыви,
Нашу землю оживи! Инсценируем плывущую рыбку
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови! Обнимаем себя руками
Вводная часть
-проблемный этап
- информационный этап
Ребята, а какое сейчас время года?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и вспомнить весенние приметы, отгадав загадки:
- Сяду рядышком, вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку, кто смышленый – погляжу!
Дети отгадывают загадки(на экране появляются картинки отгадки)
1. Светит, греет, сверкает,
Всех на свете согревает. (солнце)
2. Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода,
У кого это весною
С носа капает вода? (сосулька)
3. Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода,
Не обуешь валенки,
На снегу … (проталинки)
4. Первым вырос из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник)
5. К маме речке я бегу
И молчать я не могу,
Я ее сын родной,
А родился я весной! (ручей)
6. Весною зеленеет,
Осенью желтеет. (трава)
7. На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
8. Весною вырастают,
Осенью опадают. (листья)
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько примет весны мы вспомнили! Какой красивый весенний пейзаж у нас получился. А чего же не хватает на картине? Какую главную примету весны мы забыли?
Дети: прилетают птицы.
Воспитатель: - На Руси наши далекие предки верили, что весна придет если ее ждут, просят прийти. И приносят весну птицы. В народе жило поверье, что на весенний русский народный праздник Сороки, который отмечается 22 марта, прилетают к нам разные птицы, сорок разных весенних птиц, поэтому и праздник назвали Сороки. Первая птица, которая возвращается их теплых стран – жаворонок. Чтобы птицы поскорее прилетали, люди их зазывали весенними закличками. Давайте и мы позовем жаворонков, разучив весеннюю закличку. Повторяйте за мной.
- Ой, вы жаворонки, жавороночки
Летите в поле, несите здоровье
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Моделирование
- практическая работа
На праздник Сороки крестьяне пекли особенные булочки – хлебные жаворонки. Жаворонки выходили румяные, красивые, на крылышках несущие весну. Дети радовались, играли с ними. А вы хотите попробовать сделать таких жаворонков?
- Занимайте свои места за столами, будем по русскому народному обычаю лепить птиц – жаворонков из теста. Тесто специальное, только для лепки. Воспитатель выставляет уже готовую птицу для образца. Перед лепкой дети с воспитателем делают гимнастику для пальцев.
Перелетные птицы
Тили – тили, тили – тили
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка
(поочередно сгибаем пальцы,
начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
(скрещиваем пальцы, машем ладошками)
Песни звонкие запели.
(указательным и большим пальцами
делаем клюв – птицы поют)
Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула. Давайте проверим, все ли готово для работы. Итак, мои дорогие, приступаем к работе .
1. делаем шарик
2. Из шарика скатываем колбаску
3. Из колбаски делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.
4.Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок.
5. В верхнем конце оформляем головку птицы. Вытягиваем пальцами носик, вставляем глазки – бисер. Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем и рисуем стекой перышки. Птичка наша готова.
Практическая работа Под музыку
Подведение итога
- анализ результатов
- рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята. Закончили свою работу. Посмотрите, какие чудесные птички у вас получились.
Подвижная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:
«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали.
-Как называется праздник, который празднуют 22 марта?
-Какая птица одной из первых возвращалась и помогала природе пробуждаться от сна?
-Что хозяюшки пекли на праздник Сороки?
Воспитатель: Когда жаворонки высохнут, вы заберёте их домой и поздравите своих родных с приходом весны.
Угощение детей и гостей булочками жаворонками.
Желаем Вам теплой, цветущей, радостной весны!