Поиск

Перфокарты как источник развитие орфографической зоркости младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тайнинская основная общеобразовательная школа

Педагогические чтения

«Профессиональные компетенции педагога: от образовательного стандарта – к стандарту профессиональной деятельности»

Номинация «Традиции образования и педагогические инновации»

Тема «Перфокарты как источник развитие орфографической зоркости младших школьников »

Подготовила:

учитель начальных классов

Мазитова Н.А

с.Тайна, 2018 год

Мазитова Н.А

МБОУ Тайнинская ООШ, учитель начальных классов

«Перфокарты как источник развитие орфографической зоркости младших школьников »

Актуальность

В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Но как быть сельским школам, где оснащенность компьютерами, особенно в начальных классах, остается низкой?

Учитель использует забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности.

Перфокарты появились и широко использовались в традиционной системе обучения. Однако и сегодня они не утратили свою значимость и актуальность на уроках в школе или в работе с детьми школьного возраста, в том числе и с детьми, имеющими нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Наряду с различными упражнениями для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы, цифры.

Использования перфокарт влияет на процесс преодоления трудностей письменной речи у младших школьников.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Поэтому перед учителями начальных классов стоит проблема – развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Овладение правилами графики – необходимое условие грамотного письма, которое предполагает освоение не только графики, но и орфографии. Наряду с различными упражнениями в учебниках для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы.

Целью работы с перфокартами является развитие орфографической зоркости, достижение автоматизма безошибочного письма.

История перфокарт

Многие ошибочно считают, что перфокарты являются открытием XX века, однако, это не так. Первые перфокарты появились ещё в начале XIX века и использовались в ткацком станке, созданном французским изобретателем Жозефом Мари Жаккаром.

Итак, что же придумал Жаккар. В XIX веке производство ткани представляло собой довольно трудоемкий процесс, однако по своей сути это было постоянное повторение одних и тех же действий. Имея за спиной огромный опыт работы в качестве наладчика станков, Жаккар подумал, почему бы этот процесс не автоматизировать. Плодом его работы стала система, использующая огромные твердые пластины, в которых были проделаны несколько рядов отверстий. Эти пластины и были первыми в мире перфокартами. Справедливости ради нужно отметить, что Жаккар все же не был в этой области новатором. Французские ткачи-изобретатели Базиль Бушон и Жак Вокансон также пытались использовать продырявленные ленты в своих ткацких станках, но не смогли завершить начатое.

Принцип работы Жаккардовой машины заключался в том, что на вход в считывающее устройство, которое представляло собой набор щупов, связанных со стержнями нитей, подавались перфокарты. При проходе перфорированной ленты через считывающее устройство щупы проваливались в отверстия, поднимая вверх соответствующие нити. Так определенная комбинация дыр в перфокарте позволяла получить нужный узор на ткани. Жаккардовый ткацкий станок - поистине уникальное изобретение для своего времени. Это автоматизированное устройство, помогающее выполнить крупный декоративный (жаккардовый) узор на коврах, тканях, скатертях и проч. Устройство было названо по имени своего изобретателя - француза Жозефа Мари Жаккарда. Главные компоненты машины - ножи, рамная доска, иглы, крючки, рамные шнуры и рамная домка, а также перфокарта с узором. Каждый из перечисленных элементов выполнял собственную функцию: Нити связаны с машиной посредством аркадных шнуров, которыми равномерно распределяются по всей ширине станка. Ножи (закреплены в ножевой раме) делают возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости. Крючки (находятся в области действия ножей) захватываются ножами и подымаются ими наверх. Выведенные из зоны действия ножей, опускаются совместно с рамной доской. Сила тяжести грузиков опускает как крючки, так и нити основы. Перфорационная призма делает качательные и вращательные движения. Она управляет в машине иглами. На перфорационную призму надет картон. Это и есть перфокарта. Она состоит из нескольких бумажных вложений с непробитыми и просеченными отверстиями. Встречая на своем пути просеченное место на перфокарте, игла входит в призму, что позволяет крючку оставаться в области действия ножа. Не просеченная же область на перфокарточке перемещает иголку и выпускает крючок из зоны действия ножа. Как здесь происходит работа перфокартами? Сочетание просеченных и не просеченных участков на таких карточках позволяет мастеру определить желательное чередование подъема и опускания иглы основы. А это уже помогает образоваться на ткани определенному узору.

Использование перфокарт в ткачестве сегодня

Вязание перфокартами остается популярным и сегодня. Точно так же, как и жаккардовый узор. Применяется также для автоматизированных ткацких устройств. Конечно, они более продуктивные, миниатюрные и компактные, нежели первая жаккардова машина. Но принцип использования перфокарт остается практически тем же. Мастерица находит карточку с интересным ей узором (или пробивает узор на чистой карте самостоятельно), вставляет ее в машину. Устройство провязывает изображение на ткани, согласно просеченным и не просеченным местам на табличке.

Применение в информатике

Несмотря на то что перфокарты появились благодаря ткачеству, где до сих пор популярны и сейчас, своей известностью они обязаны информационной среде. Здесь они были применены впервые в "аналитической машине", разработанной Бэббиджем. Также известно, что карточки использовались и для "интеллектуальной машины" Семена Николаевича Корсакова. Этого изобретателя называют пионером применения перфокарт в информатике (1832 год). Карточки использовались в механизированных машинах для классификации записей и информационного поиска. Есть сведения, что в конце XIX века именно перфокарты применялись для обработки результатов переписи населения в Соединенных Штатах.

Сегодня перфока́рта (перфорационная карта, перфорированная карта, от лат. perforo — пробиваю и лат. charta — лист из папируса; бумага) — носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных. Сделанная из тонкого картона, перфокарта представляет информацию наличием или отсутствием отверстий в определённых позициях карты.

Это карточки с самостоятельными заданиями, которые нужно выполнить ученику. Перфокарты в учебных заведениях используются также и для творческих заданий. На месте пропуска, отверстия нужно что-либо изобразить, начертить, обвести.

В школах можно также встретить перфокарты по русскому языку, математике и другим предметам.

В процессе работы я использую различные перфокарты и на разных уроках. Они помогают проверять знания учащихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей.

Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от творчества педагога. Перфокарты можно применять как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ. Дети работают с перфокартами с удовольствием. Они воспринимают работу с ними как игру.

Преимущество перфокарт:

  1. щадящий режим письма для детей со слабой моторикой;

  2. проведение работы над ошибками именно с теми словами, написание которых не усвоил ученик;

  3. время, потраченное на выполнение карты первоначально около пяти минут, впоследствии уменьшается.

  4. перфокарты позволяют подходить дифференцированно к каждому ученику в усвоении темы;

  5. за короткий промежуток времени на уроке можно оценить работу большого количества учеников;

  6. учителю дают возможность проследить каждого ученика в освоении той или иной темы, отмечая результаты (количество ошибок) выполнения каждой перфокарты в таблице: Ф.И. ученика;

Ф.И. ученика

Безударные гласные (проверяемые)

Парные согласные

и т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. создают ситуацию успеха, когда ребенок видит, что количество ошибок уменьшается.

  2. Можно использовать на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии , перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения.

Содержание может быть любым в зависимости от того с какой целью они будут использоваться, от содержания и сложности отрабатываемого материала, от возраста учеников. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы.

Заключение

Умелое использование перфокарт и является одним из источников повышения эффективности урока:

  1. активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;

  2. развития самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;

  3. развития способности воспринимать сказанное на слух и быстроты реакции;

  4. повышения познавательного интереса.

Список литературы

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: «Просвещение»,1990

  2. НефедоваУ.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. 1,2,3 класс «Аквариум» ГИППВ,1998

  3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

  4. Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1999.

  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М.: Владос, 1998

  6. Волков А.И. Начало периода «перфокартной жизни» - материал из Википедии- свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org>wiki)

  7. Колесников Е.А. Краткая история перфокарт.

(la kolesnikov.narod.ru/PunchedCards.htm)

  1. Рындин Н. Забытое слово «перфокарта». Журнал «Компьютер Price» http://www.comprice.ru/

  2. Статья А.Ф. Шестаковой «Перфокарты как источник повышения эффективности урока» - М., 2010 (1-4class.blogspot.ru/2010/04/blog-post_30.html)

  3. Цыпуштанова Л.В. Перфокарты на уроках русского языка в начальной школе. http://festival.1september.ru/articles/595401/

  4. Пичушкина Т.Н. Обобщение опыта работы. Игра как средство повышения эффективности урока. (school-polomoshnoe.yashkino.ru)

  5. Кузнецова Л.Н. Методические рекомендации по использованию перфокарт в работе с детьми с нарушением слуха. (nsportal.ru)

  6. Куликова А. Перфокарты в работе по формированию фонематического слуха. (http://www.defectolog.ru/documents/1016/)

  7. Картинки (yandex.ru/yandslarch)

  8. Картинки-перфокарты

(yrokipecherina.UCOZ.ru/lood/russkij/azyk/op/perfokarty/23-1-0-93)

  1. Материалы из опыта работы учителей-логопедов школ №9, №74 г. Пензы

#Педагогическийматериал

Просмотров: 20

Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+