Поиск

Урок литературного чтения во 2 классе по теме « Таинственный мир Японии. Секреты чайного домика.»


Урок по теме « Таинственный мир Японии. Секреты чайного домика»

Цели урока 1. Познакомить учащихся с японской культурой. 2. Дать представление о жанре хокку. 3. Познакомить с творчеством М.Басё, Исса, Кикаку. 4. Формировать умение видеть “красоту в простом” 5. Развивать творческое воображение и художественные способности учащих-ся. Задачи урока: формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, уст-ную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Оборудование: презентация, картинки с видом Японии, карточки с приме-рами хокку, демонстрационный материал, учебник и хрестоматия «Литера-турное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа», М.Л. Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Литературное чтение, с.93, Хрестоматия с.66).

Ход урока.

1. Организационный момент. (Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с Вами необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте попривет-ствуем их. Садитесь).

2. Учитель читает стихотворение. Играет музыка.

У. Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придётся вовсю удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

3. Постановка темы и целей.

У. - Ребята, посмотрите вокруг (у нас сегодня так красиво) как вам кажется, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

4. Актуализация знаний.

У. - На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Это Япония. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема – тоже символ солнца.

Расположена Япония на 3900островах и островках. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город – Токио. Почти на всех островах Японии высятся крутые горы. Самая высокая из них – Потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается священной. В прошлом году, ребята, когда вы ещё были первоклассниками, мы с вами готовили доклады «О разных языках и странах», где вам приходилось слы-шать об этой необычной стране. Что вы помните из наших с вами пройден-ных уроков?

Примерные ответы детей. Д. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек, не вилками, а палоч-ками. (Демонстрирует палочки.)

Д. Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздни-ков надевают свободные накидки – кимоно («вещь для носки»).

У. - Нужно сказать, ребята, что Япония - это самая маленькая восточная страна, она привыкла ко всему маленькому: карликовым деревьям бонсай, небольшим гравюрам на свитках, маленьким садам камней, маленьким удобным домам с минимумом обстановки в них. И есть, ребята, в Японии специальные маленькие домики, которые называ-ются Чайными домиками. Наше с вами путешествие к Чайному домику начнётся в учебнике Литературное чтение на с.93. Сейчас нам предстоит чтение по ролям, потребуется четыре действующих героя: Автор - Воробьёв Д., Маша – Абдурахманова В., Миша – Громов Д., гостеприимный Барсук – Бурдов Т. Наши с вами друзья Маша и Миша побывали в Чайном домике и готовы нас сегодня познакомить с его секретами..

Д. (Миша) - Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Домик совершенно пустой. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установ-лен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

Д. (Маша) - В Чайном домике проводится чайная церемония – определён-ный ритуал, когда готовится зелёный чай (хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чаш-кам, раздаёт друзьям. Чашки глиняные, у каждой своя форма. На чайной церемонии принято рассматривать свои чашки, пить чай маленькими глот-ками, читать стихи, поддерживать беседу, рассматривать вазу или свиток. Д. (Миша) - Люблю чай, японскую чайную церемонию и, соответственно, ча-сто пью чай – чаще чем ем. (Мацуо Басё). Этот великий японский поэт тоже любил чай и посвятил чаю несколько тра-диционных японских трехстиший – хокку или хайку. (Миша) -Пьет свой утренний чай Настоятель в спокойствии важном. Хризантемы в саду. (Манцуо Басё) (Маша) – В Японии уже в школе дети учатся любоваться увиденным, там даже есть специальные уроки – уроки любования. (Миша) - На этих же уроках пишут стихи любования – хокку (хайку). Хокку – это стихи состоящие всего из трех строчек. В них нет рифмы. (Маша) - Но маленькие шедевры загадочной страны по истине заворажива-ют. (Миша) - Мы с Машей приглашаем Вас в наш Чайный домик насладиться хокку за чашечкой чая.

У. - Сегодня мы начинаем знакомство с классической японской поэзией. Она требует попытки взглянуть на мир глазами жителя Страны восходящего Солнца – человека, привыкшего замечать красоту в самом обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клена, причудливым камнем, полетом бабочки. Мы, жители огромной страны, привыкли к мас-штабам, вечной суете и спешке. А японское искусство не терпит поспешно-сти, рассчитано на медленное прочтение или долгое созерцание ( позна-ние)… - Самая маленькая восточная страна привыкла и к коротеньким стихам, ко-торые называются танка и хокку. Но не размером определяется значимость. Ведь всё большое складывается из малого. И потому главное кредо её жи-телей заключается в старинной мудрости. Давайте её прочитаем:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Давайте начнём наш урок любования. Откроем учебник Литературное чте-ние на с.96. Почти у каждого мастера хокку, ребята, обязательно есть стихи про все предметы любования. Давайте познакомимся с трёхстишием одного япон-ского поэта. Читает… (Лашнева Д.). У. - Вот выплыла луна. И самый мелкий кустик На праздник приглашен. (Исса)

(Обсуждение по вопросам учебника) Представьте сначала уголок природы тёмной безлунной ночью. Потом – по-казавшуюся из-за тучки полную луну. Понимаете теперь о каком празднике идёт речь? О каком же? Луна одинаково щедро освещает и деревья, и кусты, и цветы, и травинки: никто не обделён её вниманием, её подарками – все принимают участие в её световом празднике. Почему на праздник приглашены все, даже самые мелкие кустики? А чем доводилось любоваться Вам?

Физминутка «Луна» У. - А сейчас, давайте отдохнем! Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Следите только глазками за движением луны. Закройте учебники.

У. - Мы продолжаем уроки любования. Работа по теме урока.

Хрестоматия с. 66 У. – А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним трехстишьем.

- Первый снег. Я бы насыпал его на поднос, Все бы глядел да глядел. (Кикаку)

- Понравилась миниатюра? (Ответы детей.)

- Жители Японии всегда поклоняются трем предметам: луне, цветам, снегу. - - Они так и говорят: любование луной, любование снегом. - Ребята, прочитайте про себя это трехстишье. - А теперь закройте глаза и попытайтесь представить себе эту картину.

(Учитель читает еще раз хокку)

• Какую картину вы представили? • Что хотел сказать нам поэт, как вы считаете? (Д. Поэту хотелось остановить на миг это чудное явление. Ему хотелось со-хранить первый снег.)

• Как вы считаете, автор хотел только сохранить, или может быть собрать частичку первого снега? • Что значит: “… все бы глядел да глядел”? • Замените эту строчку одним словом – действием предмета.

Д. Любовался.

У. - Одно слово – любовался! Вот мы и открываем с вами секрет любования японцами. Всего-то три строчки, а как много они нам рассказали. В Японии первый снег праздник. Ведь в этой стране он выпадает не часто. Японцы любуются снежными хлопьями, которые ложатся на лапы сосен, на кусты в саду. Обратите внимание (слайд), как красива природа Японии зимой. Люди гуляют, любуются зимней природой.

5. Закрепление Творческое задание. Работа в парах. (Под музыку).

У. - Предлагаю вашему вниманию несколько миниатюр. У. - Работать будете в парах. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны предложения. Вы читаете в парах шепотом все строчки. А затем попробуйте составить трехстишье.

– Бабочки полет. – Зимний орнамент. – Густой пеленою. – Будит тихую поляну. – В солнечных лучах. – Парят снежинки. У.- Сколько, ребята получилось хокку?

– Бабочки полет Будит тихую поляну В солнечных лучах. – Кем или чем любуется поэт в этой миниатюре?

– Парят снежинки Густой пеленою. Зимний орнамент. – Кем или чем любуется поэт в этой миниатюре? (Ответы детей.) – Молодцы!

6. Итог урока

У. • Что нового вы сегодня узнали? • Чему научились? • Трудно или легко было творить? • Что больше всего понравилось? (Выслушиваются ответы детей.)

- Я рада, что вам понравилось сочинять хокку, создавать свои образы. Вы замечательно поработали.

Домашнее задание

Я вам предлагаю домашнее задание на выбор: Выучить одно из хокку и нарисовать рисунок. Найти сборник японских трехстиший и подготовить любое хокку для чтения в классе и нарисовать рисунок.

Использованные источники:

1. Поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение», 2 класс, авт.сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011г.

2. Учебник «Литературное чтение», 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа» / М.Л. Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, М: Академкнига, 2011г.

3. Хрестоматия «Литературное чтение», 2 класс, УМК «Перспективная началь-ная школа» / М.Л. Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.ЧураковаЮ, М: Акаде-мкнига, 2012г.

4. http://festival.1september.ru/articles/563923/.

5. http://sh-kristall.ru/download.php?path=files%2Fschool_staff_14&i=2.

6. http://www.zankov.ru/practice/synopsis/article=124.

7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-barsuk-lyubitel-stihov-2-klass.

#Педагогическийматериал

Просмотров: 4

Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+