Новосельцева Наталья Витальевна
воспитатель МБОУ "Большетарховская ОСШ"
с. Большетархово, ХМАО-Югра
Краткая аннотация: Программа представляет собой систему профилактических оздоровительных мероприятий, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Программа базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е.Н.Веракса, Т.С.Комаролва, М.А. Васильева).
1. Пояснительная записка Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми. Регулярная физическая деятельность способствует формированию крепкого здоровья, уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, ребенок чувствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон. Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях Дошкольного учреждения можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Отсюда мы делаем вывод - полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления, которой и стала программа «Лучик». Программа представляет собой систему профилактических оздоровительных мероприятий, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Программа базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е.Н.Веракса, Т.С.Комаролва, М.А. Васильева). 2. Цель и задачи программы Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития. Задачи: Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни. Ожидаемый результат Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников. Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни. Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка. Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка
3. Основные принципы программы Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно - обоснованными и практически апробированными методами. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и включение родителей в деятельность по оздоровлению себя и детей. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья, что особенно актуально в условиях разновозрастной группы. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнять. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни. Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Основные направления программы Профилактическое 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации; 2. Выполнение санитарно - гигиенического режима; 3. Решение профилактических и оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания; 4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний. Организационное 1. Организация здоровьесберегающего пространства группы; 2. Определение показателей физического развития, критериев здоровья методами диагностики; 3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; 4. Пропаганда ЗОЖ и методов профилактики и оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников
4.. Анализ оздоровительно – профилактической работы в Дошкольной группе В Дошкольной группе созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинским работником. Медицинский кабинет в здании имеется. Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей. В группах располагаются трехъярусные выкатные кровати, которые расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Постельные принадлежности промаркированы согласно требованиям СанПиН. Моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве, соблюдаются безопасные условия их хранения. В моечной комнате выделена столовая посуда для персонала и обозначены места ее хранения. Уборка в группах осуществляется согласно графикам, санитарные правила персоналом соблюдаются. Питание организовано по примерному десятидневному меню. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное соседство соблюдаются. Температурный режим в бытовых холодильниках соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии с требованиями. Оздоровительный процесс включает в себя: профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия - специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями; общеукрепляющую терапию - витаминотерапия, полоскание горла водно- солевыми и водно- чесночными растворами, применение чесночных бус и др.; организацию рационального питания - четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд. десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов; санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия: рациональный режим жизни; двигательная активность во время образовательного цикла - физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, подвижные игры, игровые часы; комплекс закаливающих мероприятий - утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, чесночным настоем; работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;
использование «здоровьесберегающих» технологий и методик - дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, физические упражнения и игры; режимы проветривания и кварцевания. Данная организация деятельности осуществляется специалистами: медицинским работником, воспитателями. Физкультурно-оздоровительная работа в Дошкольной группе направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. Она включает три направления: 1. Специально организованное обучение – образовательная деятельность. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности - выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями. 2. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: гимнастика, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми. 3. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности. С этой целью оборудованы помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой – спортивно музыкальный зал, уголки двигательной активности в группах. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях самостоятельной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Воспитатели стараются помочь каждому ребенку обрести чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения. Материально-технические условия Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы разнообразные уголки. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. В Дошкольной группе функционирует совмещенный зал для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспе-чения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Помимо этого используются условия дошкольного учреждения – на участке группы установлен спортивный комплекс, имеется площадка для подвижных игр и соревнований. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Психика ребенка очень восприимчива и ранима, у него в равной степени ярко проявляются аффекты радости и печали. Поэтому в Дошкольной группе всемерно используются положительные эмоции, дружелюбный жизненный фон с увлекательными, интересными делами, будь то игры, развлечения, занятия, экскурсии и т. д. Продуманный активизирующий психотерапевтический режим, здоровый эмоциональный тон в группе, любовное, внимательное, предупредительное отношение сотрудников к детям с полным пониманием личности каждого ребенка является одним из решающих компонентов, дополняющим созданные условия. Оборудован методический кабинет, в задачи которого входит оказание помощи педагогам в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования. Весь мето-дический материал систематизирован и распределен в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольная группа оснащена компьютерной техникой: для обратной связи с родителями и педагогами других ОУ, создан сайт школы. Материально-техническое обеспечение Массажные коврики, изготовленные руками педагогов и родителей. Тазы для приготовления солевого раствора. Ребристые и резиновые коврики для профилактики плоскостопия Индивидуальные махровые варежки для самомассажа Создание картотеки подвижных игр, различных видов гимнастики, подбор необходимой методической литературы. Пополнение оздоровительной среды нестандартными пособиями (коврики, массажеры, дорожки здоровья)
6.. Характеристика основных направлений программы «Лучик» 6.1. Мониторинг здоровья детей Оценку и изучение состояния здоровья детей осуществляет медицинский работник. Показатели здоровья включают в себя: группу физического здоровья на основе анамнеза; группу физического развития на основе антропометрических данных. Профилактические медицинские осмотры проводят 2 раза в год (осень, весна). Оценка состояния здоровья детей включает в себя следующие показатели: - общая заболеваемость; - заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка; - процент часто болеющих детей (ЧБД); - индекс здоровья; - процент детей с хроническими заболеваниями; - процент детей, функционально неготовых к обучению в школе; - распределение детей по группам здоровья; Медицинский работник отслеживает общую заболеваемость детей и заболеваемость детей в днях на одного ребенка. Собранные данные анализируют, выявляя часто болеющих детей. Педагогическую оценку здоровья осуществляют воспитатели группы для выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя: уровень физической подготовленности детей - отслеживается воспитателем в начале и в конце года. уровень усвоения детьми разделов программы - отслеживается воспитателями посредством диагностических занятий; уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения. 6.2. Профилактика и оздоровление детей Проведение оздоровительных мероприятий Ключевым принципом профилактических оздоровительных и закаливающих мероприятий является индивидуально-дифференцированный подход к детям. Оздоровительные мероприятия планируются на основании диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Основной контингент детей дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья – группы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие, а также дети после некоторых острых заболеваний. Мероприятия комплексного плана профилактической оздоровительной работы осуществляются воспитателем и медицинским работником, ряд процедур проводится воспитателями.
6.3. Организация питания В комплексе с другими здоровьесберегающими факторами питание является основой для физического и нервно-психического развития детей, повышения сопротивляемости организма к заболеваниям. 1. На основе примерного перспективного десятидневное меню составляется ежедневное меню на несколько дней вперед, что обеспечивает: - правильное сочетание блюд в рационе; - разнообразие в питании и повышение усвоения отдельных продуктов; - распределение калорийности питания в течение суток; - строгое соответствие объема пищи возрасту ребенка. Пища должна не только удовлетворять потребностям растущего организма и вызывать чувство насыщения, но и соответствовать возрастной емкости желудка. Объемы разовых порций и суточный объем пищи нормированы для детей каждой возрастной группы; - для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. 2. Организация режима питания: - режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание; - режим строится с учетом 12-часового пребывания детей в группе при организации 4-х разового питания с дополнительным полдником; - график выдачи пищи составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60…+65°C; холодные закуски, салаты, напитки – не ниже +15°C; - правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита. 3. Картотека технологий приготовления блюд обеспечивает: - сбалансированность и разнообразие рациона; - соблюдение правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки; 4. Эстетические и культурно-гигиенические условия развития детей: - умение вкусно приготовить, и красиво оформить блюда перед подачей их детям – немаловажное требование, предъявляемое к работникам пищеблока; - создание доброжелательной и комфортной атмосферы для приема пищи; - сервировка стола, эстетика, а также внешний вид готовых блюд способствует поддержанию хорошего аппетита у детей, создает положительное отношение к еде и вызывает желание сесть за стол; - воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; - привитие дошкольникам вкуса к здоровой и полезной пище. Каждый прием пищи используется для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Во время еды воспитатель обучает детей правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Задача воспитателя – привить дошкольникам вкус к здоровой и полезной пище, объясняя детям пользу блюда, подать его красиво оформленным. Во время бесед с родителями подчеркивается целесообразность приучения ребенка к полезной для него пище.
6.4. Организация питьевого режима Вода принимает участие во всех обменных процессах живого организма. Благодаря растворению в ней многих химических веществ, вода подает к тканям и клеткам необходимые для их жизнедеятельности вещества и уносит из клеток продукты обмена. Вода необходима для нормального течения обмена, поддержания температуры тела, процессов кроветворения, выделительной функции почек. Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, отваров шиповника, несладких соков. Питье рекомендуется давать детям во время и после возвращения с прогулки. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей. Чайник обрабатывается 1% содовым раствором, рожок чайника обрабатывается ершиком каждые три часа. Перед новым заполнением водой просушивается. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в группе. При питьевом режиме используется кипяченая вода. 6.5. Режим проветривания Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра). 6.6. Проведение противоэпидемиологических мероприятий Источники и пути распространения инфекционных заболеваний различны. Источником могут быть игрушки, книги, личные вещи, используемые больным. Несвоевременное выявление бациллоносителей также имеет существенное значение в распространении инфекций. Борьба с инфекционными заболеваниями включает обеспечение санитарного и противоэпидемического режима, прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций. Для раннего выявления и предупреждения распространения инфекционных заболеваний важное значение имеет совместная работа воспитателей с медицинскими работниками: ежедневный учет отсутствующих в группах, своевременная передача этих сведений, а также справок переболевших детей медицинскому персоналу
6.7. Гигиенические требования к игрушкам Учитывая важную роль игрушки во всестороннем развитии ребенка, в настоящее время определены требования, предъявленные к ней - они касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, эксплуатации. Все требования устанавливаются с учетом возраста ребенка. Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами – поверхность таких игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать. Поэтому разрешается использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах. Игрушки требуют ежедневного ухода, их моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день горячей водой с 2% мыльно-содовым раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой и высушивают на воздухе. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) используются только в качестве дидактического материала. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения (но не реже 1 раза в неделю), с использованием детского мыла и проглаживается. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в группы моют проточной водой (температура 37°С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей и затем высушивают на воздухе. 6.8. Проведение утреннего приема Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. В группе ведется журнал приема детей, в котором воспитатель и родители расписываются утром при приеме детей и вечером, при уходе детей домой. Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети в Дошкольную группу не принимаются; заболевших в течение дня детей направляют в лечебное учреждение. После перенесенного заболевания детей принимают в группу только при наличии справки из медицинского учреждения. Предупреждение заноса инфекционных заболеваний во многом зависит от правильно организованного утреннего приема детей. Во время проведения утреннего приема в теплое время года дети находятся на участке до завтрака. Воспитатель организует игры с детьми, наблюдения за явлениями природы, уход за растениями (летом), беседует с родителями. В холодное время года во время утреннего приема в группе организуется игровая, трудовая деятельность, индивидуальная работа, а также самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что правильно организованный утренний прием, доброжелательное отношение, внимание к ребенку, создает положительный эмоциональный настрой на весь день не только ребенку, но и родителям.