Поиск

Оздоровительная программа "Лучик"

Пост обновлен апр. 26


Новосельцева Наталья Витальевна

воспитатель МБОУ "Большетарховская ОСШ"​

с. Большетархово, ХМАО-Югра​

Краткая аннотация: Программа представляет собой систему профилактических оздоровительных мероприятий, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Программа базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е.Н.Веракса, Т.С.Комаролва, М.А. Васильева).


1. Пояснительная записка Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми. Регулярная физическая деятельность способствует формированию крепкого здоровья, уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, ребенок чувствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон. Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Реально оказать влияние на здоровье в условиях Дошкольного учреждения можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Отсюда мы делаем вывод - полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления, которой и стала программа «Лучик». Программа представляет собой систему профилактических оздоровительных мероприятий, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Программа базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (Е.Н.Веракса, Т.С.Комаролва, М.А. Васильева). 2. Цель и задачи программы Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития. Задачи:  Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.  Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.  Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни. Ожидаемый результат  Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.  Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.  Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.  Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка


3. Основные принципы программы  Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно - обоснованными и практически апробированными методами.  Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и включение родителей в деятельность по оздоровлению себя и детей.  Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.  Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья, что особенно актуально в условиях разновозрастной группы.  Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.  Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребёнок, а не окружающий мир.  Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнять.  Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.  Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей. Основные направления программы Профилактическое 1. Обеспечение благоприятного течения адаптации; 2. Выполнение санитарно - гигиенического режима; 3. Решение профилактических и оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания; 4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний. Организационное 1. Организация здоровьесберегающего пространства группы; 2. Определение показателей физического развития, критериев здоровья методами диагностики; 3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; 4. Пропаганда ЗОЖ и методов профилактики и оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников


4.. Анализ оздоровительно – профилактической работы в Дошкольной группе В Дошкольной группе созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, создана предметно-развивающая среда, стимулирующая разнообразную деятельность ребенка. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинским работником. Медицинский кабинет в здании имеется. Группы полностью оснащены детской мебелью. Мебель промаркирована, подобрана по росту детей. В группах располагаются трехъярусные выкатные кровати, которые расставлены с соблюдением минимальных расстояний. Постельные принадлежности промаркированы согласно требованиям СанПиН. Моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве, соблюдаются безопасные условия их хранения. В моечной комнате выделена столовая посуда для персонала и обозначены места ее хранения. Уборка в группах осуществляется согласно графикам, санитарные правила персоналом соблюдаются. Питание организовано по примерному десятидневному меню. Все продукты хорошего качества, сроки реализации продуктов, условия хранения и товарное соседство соблюдаются. Температурный режим в бытовых холодильниках соответствует норме. Технологическое оборудование пищеблока находится в исправном состоянии. Меню-раскладка, журнал бракеража оформляются в соответствии с требованиями. Оздоровительный процесс включает в себя:  профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия - специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями;  общеукрепляющую терапию - витаминотерапия, полоскание горла водно- солевыми и водно- чесночными растворами, применение чесночных бус и др.;  организацию рационального питания - четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд.  десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;  санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:  рациональный режим жизни;  двигательная активность во время образовательного цикла - физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, подвижные игры, игровые часы;  комплекс закаливающих мероприятий - утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, чесночным настоем;  работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;


 использование «здоровьесберегающих» технологий и методик - дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, физические упражнения и игры;  режимы проветривания и кварцевания. Данная организация деятельности осуществляется специалистами: медицинским работником, воспитателями. Физкультурно-оздоровительная работа в Дошкольной группе направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. Она включает три направления: 1. Специально организованное обучение – образовательная деятельность. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности - выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями. 2. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: гимнастика, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми. 3. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности. С этой целью оборудованы помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой – спортивно музыкальный зал, уголки двигательной активности в группах. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях самостоятельной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Воспитатели стараются помочь каждому ребенку обрести чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения. Материально-технические условия Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы разнообразные уголки. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.


В группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. В Дошкольной группе функционирует совмещенный зал для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий. Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспе-чения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Помимо этого используются условия дошкольного учреждения – на участке группы установлен спортивный комплекс, имеется площадка для подвижных игр и соревнований. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Психика ребенка очень восприимчива и ранима, у него в равной степени ярко проявляются аффекты радости и печали. Поэтому в Дошкольной группе всемерно используются положительные эмоции, дружелюбный жизненный фон с увлекательными, интересными делами, будь то игры, развлечения, занятия, экскурсии и т. д. Продуманный активизирующий психотерапевтический режим, здоровый эмоциональный тон в группе, любовное, внимательное, предупредительное отношение сотрудников к детям с полным пониманием личности каждого ребенка является одним из решающих компонентов, дополняющим созданные условия. Оборудован методический кабинет, в задачи которого входит оказание помощи педагогам в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования. Весь мето-дический материал систематизирован и распределен в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольная группа оснащена компьютерной техникой: для обратной связи с родителями и педагогами других ОУ, создан сайт школы. Материально-техническое обеспечение  Массажные коврики, изготовленные руками педагогов и родителей.  Тазы для приготовления солевого раствора.  Ребристые и резиновые коврики для профилактики плоскостопия  Индивидуальные махровые варежки для самомассажа  Создание картотеки подвижных игр, различных видов гимнастики, подбор необходимой методической литературы.  Пополнение оздоровительной среды нестандартными пособиями (коврики, массажеры, дорожки здоровья)


6.. Характеристика основных направлений программы «Лучик» 6.1. Мониторинг здоровья детей Оценку и изучение состояния здоровья детей осуществляет медицинский работник. Показатели здоровья включают в себя: группу физического здоровья на основе анамнеза; группу физического развития на основе антропометрических данных. Профилактические медицинские осмотры проводят 2 раза в год (осень, весна). Оценка состояния здоровья детей включает в себя следующие показатели: - общая заболеваемость; - заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка; - процент часто болеющих детей (ЧБД); - индекс здоровья; - процент детей с хроническими заболеваниями; - процент детей, функционально неготовых к обучению в школе; - распределение детей по группам здоровья; Медицинский работник отслеживает общую заболеваемость детей и заболеваемость детей в днях на одного ребенка. Собранные данные анализируют, выявляя часто болеющих детей. Педагогическую оценку здоровья осуществляют воспитатели группы для выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:  уровень физической подготовленности детей - отслеживается воспитателем в начале и в конце года.  уровень усвоения детьми разделов программы - отслеживается воспитателями посредством диагностических занятий;  уровень овладения культурно-гигиеническими навыками – отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных моментов при помощи метода наблюдения. 6.2. Профилактика и оздоровление детей Проведение оздоровительных мероприятий Ключевым принципом профилактических оздоровительных и закаливающих мероприятий является индивидуально-дифференцированный подход к детям. Оздоровительные мероприятия планируются на основании диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Основной контингент детей дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья – группы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие, а также дети после некоторых острых заболеваний. Мероприятия комплексного плана профилактической оздоровительной работы осуществляются воспитателем и медицинским работником, ряд процедур проводится воспитателями.


6.3. Организация питания В комплексе с другими здоровьесберегающими факторами питание является основой для физического и нервно-психического развития детей, повышения сопротивляемости организма к заболеваниям. 1. На основе примерного перспективного десятидневное меню составляется ежедневное меню на несколько дней вперед, что обеспечивает: - правильное сочетание блюд в рационе; - разнообразие в питании и повышение усвоения отдельных продуктов; - распределение калорийности питания в течение суток; - строгое соответствие объема пищи возрасту ребенка. Пища должна не только удовлетворять потребностям растущего организма и вызывать чувство насыщения, но и соответствовать возрастной емкости желудка. Объемы разовых порций и суточный объем пищи нормированы для детей каждой возрастной группы; - для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. 2. Организация режима питания: - режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание; - режим строится с учетом 12-часового пребывания детей в группе при организации 4-х разового питания с дополнительным полдником; - график выдачи пищи составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60…+65°C; холодные закуски, салаты, напитки – не ниже +15°C; - правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита. 3. Картотека технологий приготовления блюд обеспечивает: - сбалансированность и разнообразие рациона; - соблюдение правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки; 4. Эстетические и культурно-гигиенические условия развития детей: - умение вкусно приготовить, и красиво оформить блюда перед подачей их детям – немаловажное требование, предъявляемое к работникам пищеблока; - создание доброжелательной и комфортной атмосферы для приема пищи; - сервировка стола, эстетика, а также внешний вид готовых блюд способствует поддержанию хорошего аппетита у детей, создает положительное отношение к еде и вызывает желание сесть за стол; - воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; - привитие дошкольникам вкуса к здоровой и полезной пище. Каждый прием пищи используется для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Во время еды воспитатель обучает детей правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Задача воспитателя – привить дошкольникам вкус к здоровой и полезной пище, объясняя детям пользу блюда, подать его красиво оформленным. Во время бесед с родителями подчеркивается целесообразность приучения ребенка к полезной для него пище.


6.4. Организация питьевого режима Вода принимает участие во всех обменных процессах живого организма. Благодаря растворению в ней многих химических веществ, вода подает к тканям и клеткам необходимые для их жизнедеятельности вещества и уносит из клеток продукты обмена. Вода необходима для нормального течения обмена, поддержания температуры тела, процессов кроветворения, выделительной функции почек. Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, отваров шиповника, несладких соков. Питье рекомендуется давать детям во время и после возвращения с прогулки. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей. Чайник обрабатывается 1% содовым раствором, рожок чайника обрабатывается ершиком каждые три часа. Перед новым заполнением водой просушивается. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в группе. При питьевом режиме используется кипяченая вода. 6.5. Режим проветривания Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра). 6.6. Проведение противоэпидемиологических мероприятий Источники и пути распространения инфекционных заболеваний различны. Источником могут быть игрушки, книги, личные вещи, используемые больным. Несвоевременное выявление бациллоносителей также имеет существенное значение в распространении инфекций. Борьба с инфекционными заболеваниями включает обеспечение санитарного и противоэпидемического режима, прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций. Для раннего выявления и предупреждения распространения инфекционных заболеваний важное значение имеет совместная работа воспитателей с медицинскими работниками: ежедневный учет отсутствующих в группах, своевременная передача этих сведений, а также справок переболевших детей медицинскому персоналу


6.7. Гигиенические требования к игрушкам Учитывая важную роль игрушки во всестороннем развитии ребенка, в настоящее время определены требования, предъявленные к ней - они касаются материалов, конструкции, маркировки, упаковки, хранения, эксплуатации. Все требования устанавливаются с учетом возраста ребенка. Применение мягких игрушек в детских учреждениях ограничено санитарными правилами – поверхность таких игрушек легче инфицируется, их труднее обрабатывать. Поэтому разрешается использовать мягкую игрушку только в качестве дидактического пособия в группах. Игрушки требуют ежедневного ухода, их моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день горячей водой с 2% мыльно-содовым раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой и высушивают на воздухе. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) используются только в качестве дидактического материала. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения (но не реже 1 раза в неделю), с использованием детского мыла и проглаживается. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в группы моют проточной водой (температура 37°С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей и затем высушивают на воздухе. 6.8. Проведение утреннего приема Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. В группе ведется журнал приема детей, в котором воспитатель и родители расписываются утром при приеме детей и вечером, при уходе детей домой. Медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях подозрения на заболевание - в дошкольных группах. Выявленные больные дети в Дошкольную группу не принимаются; заболевших в течение дня детей направляют в лечебное учреждение. После перенесенного заболевания детей принимают в группу только при наличии справки из медицинского учреждения. Предупреждение заноса инфекционных заболеваний во многом зависит от правильно организованного утреннего приема детей. Во время проведения утреннего приема в теплое время года дети находятся на участке до завтрака. Воспитатель организует игры с детьми, наблюдения за явлениями природы, уход за растениями (летом), беседует с родителями. В холодное время года во время утреннего приема в группе организуется игровая, трудовая деятельность, индивидуальная работа, а также самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что правильно организованный утренний прием, доброжелательное отношение, внимание к ребенку, создает положительный эмоциональный настрой на весь день не только ребенку, но и родителям.




Недавние посты

Смотреть все

Путешествие в осенний сад

Путешествие в осенний сад Автор: Савина Елена Геннадьевна инструктор по физической культуре МБДОУ "ЦРР - детский сад №7" г. Калачинск, Омская область Краткое описание: Физкультурное занятие на воз

Проект "Логопедическая палитра"

Проект "Логопедическая палитра" Автор: Карнакова Ирина Евгеньевна учитель - логопед МКДОУ детский сад "Березка" с. Фунтики с. Чистюнька, Алтайский край Краткое описание: Краткосрочный проект для логоп

Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+