Поиск

Прогнозирование в современном менеджменте.

Пост обновлен апр. 24


Шкурупей Ольга Викторовна

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ № 17 Центрального района

г. Санкт-Петербург

Краткая аннотация: "Прогнозирование как основа современного менеджмента"


Прогнозирование в современном менеджменте

Особенности современного менеджмента

Управлять – это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

По оценке ученых, в характере современного менеджмента произошли существенные изменения, с одной стороны, менеджмент превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой стороны, приобретает модульную структуру, включая появление множества видов менеджмента – маркетинговый менеджмент, инновационный, бюджетный и др., что обусловлено:

- появлением ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого капитала организации, интеллектуальное лидерство в управлении командами и проектами, влияние менеджера на имидж своей организации;

- нестабильностью и динамичностью внешних и внутренних условий, которые приобрели турбулентный характер, вынуждают менеджеров самостоятельно постоянно реорганизовывать и изменять свои цели;

- вниманием к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности, а не к функциям, деятельности, процессу;

- радикальным изменением взаимоотношений между персоналом и руководством: никто не должен «управлять людьми»; задача – вести людей за собой; цель – сделать продуктивными специфические сильные стороны личности и знания каждого индивида;

- качественно новым видом децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формированием новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;

- новыми интеллектуальными факторами современного управления, проявляющими себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);

- фактором риска, который стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

Роль прогнозирования в управлении трудно переоценить. Недаром опытные руководители говорят: «Кто не предвидит проблем, тот не управляет».

Прогнозирование в управлении является предпосылкой планирования деятельности организаций и представляет собой выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать руководителю представление о том, какими способами достигнуть цель, что будет получено в результате.

Всякое управленческое решение по своей природе, как утверждают Глущенко В.В. и Глущенок И.И, является прогнозным [4].

Прогнозирование составляет фундаментальную основу предпринимательской и управленческой деятельности в любой сфере при выполнении любой из присущих ей функций.

Существует множество формулировок понятий прогнозирования её роли и места в процессе функционирования организации. Глущенко В.В., Глущенко И.И. утверждают, что прогнозирование является некоторой системой методических приемов, выполнение которых в определенной последовательности позволяет обеспечить эффективность управленческих решений [4].

По мнению Мескона М., прогнозирование – это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Эти формулировки, скорее, не конкурируют, а дополняют друг друга. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования [7].

Прогнозирование сегодня – специализированная область с подразделами. Многие фирмы и отделения крупных предприятий проводят анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к планируемым новым видам продукции. Соответствующие специалисты разработали несколько специальных методов составления и повышения качества прогнозов:

«Прогнозы полезны для планирования и осуществления деловых операций только в том, случае, если компоненты прогноза тщательно продуманы, а ограничения, содержащиеся в прогнозе, откровенно названы.

Существует несколько способов сделать это:

Спросите себя, для чего нужен прогноз, какие решения будут на нем основаны. Этим определяется потребная точность прогноза. Некоторые решения принимать опасно, даже если возможная погрешность прогноза менее 100%. Другие решения можно принимать безбоязненно даже при значительно более высокой допустимой ошибке.

Определите изменения, которые должны произойти, чтобы прогноз оказался достоверным. Затем с осмотрительностью оцените вероятность соответствующих событий.

Определите компоненты прогноза. Подумайте об источниках данных.

Определите, насколько ценен опыт прошлого в составлении прогноза. Не настолько ли быстры изменения, что основанный на опыте прогноз будет бесполезным? Дают ли данные по подобным продуктам (или вариантам развития) основания для составления прогноза о судьбе вашего продукта? Насколько просто или недорого можно будет получить надежную информацию об опыте прошлого?

Определите, насколько структурирован должен быль прогноз» [9].

Прогнозирование представляет собой многоступенчатый процесс, включающий составление предварительного и конечного (формального) прогнозов. И основная функция прогнозирования – обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей. Результаты прогнозирования включаются в цели организации, определяемые руководством [7].

Таким образом, современный менеджмент представляет собой специфическое средство, специфическую функцию, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи напрямую связано с принятием научно-обоснованных решений на основе анализа полной и доброкачественной информации, собранной и обработанной с помощью современных методов (как количественных, так и качественных), т.е. на основе прогноза.

При этом основой современного менеджмента, согласно экспертной оценке, является прогнозирование, которое охватывает все сферы управления как предприятием, так и государством в целом.

Таким образом, прогнозирование сегодня – это специализированная область научного знания, лежащего в основе принятия управленческих решений.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Научная и учебная литература, материалы периодической печати

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – СПб.: Питер, 2007.

2. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Глущенко И.И. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный. Москов. обл. ТОО НПЦ «Крылья», 2007.

5. Жигалкин А.М. Менеджмент: анализ управленческих функций. – М.: Зевс, 2008.

6. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2007.

7. Мескон М., Альберт М., Хефури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2010.

8. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М., 2008.

9. Boardroom Reports, August 15, 1977, р.10, in John C. Chambers, Satinder K. Mullick, and Donald D. Smith, An Executive/s Guide to Forecasting (New York: Wiley, 1974). Reprinted from Boardroom Reports, Inc. Мanagement/s Source of Useful Information.


© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+