Поиск

Мотивация к обучению у дошкольников

Пост обновлен апр. 24


Абрамова Ирина Александровна

заведующий дошкольным образованием ГБОУ "Школа № 1161"

г. Москва

Краткая аннотация: "Презентация"

«Учение, лишенное интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.»

К.Д. Ушинский


Прежде, чем приступить к изучению данного вопроса следует разобраться, что же такое «мотивация» и «мотив»


Мотивация (от лат.movere) –побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.


Мотив – потребность. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно выделить мотивацию, основным для него является мотив. Задача педагога побудить маленького человека к действию, т.е. мотивировать его и, в дальнейшем , закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.


Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.


Мотивация дошкольников как проблема

Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.

Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

* обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

* неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

* неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.

Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:

* отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;

* школьная дезадаптация;

* угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

* нежелание идти в школу;

* негативные межличностные отношения;

* неврозы.



Система формирования мотивации к обучению состоит из блоков:



Для дошкольного возраста основным является первый, эмоциональный блок, т.к. стимулом к познанию является любопытство, интерес. Поэтому, так важно, в детском саду использовать приемы «открытия, добычи информации», эксперименты, занимательность, музыкальные фрагменты и т.д. На этом этапе важно создать ситуацию успеха для каждого воспитанника. Это укрепит желание учиться, повысит его самооценку. Педагогу нужно лишь подобрать задания посильные для всех ребят и начинать изучение нового материала с опорой на ранее полученные ребёнком знания. На эмоциональный блок опираются мотивационно – целевой и познавательный, и занимают первое место при поступлении ребёнка в школу.


Для любого человека всегда важна оценка его деятельности.В дошкольном возрасте не менее важно оценивать деятельность воспитанника. В данном возрасте оценка носит деятельностный характер. Наиболее успешен «перспективный» способ оценки. Можно завести на каждого ребёнка личную карточку «Мои успехи», в которую заносятся «отметки – смайлики» = ) Отлично, Молодец; :) Хорошо, Старайся; :( Ты можешь лучше. В конце недели ребёнок имеет возможность сам оценить свои успехи, проследить динамику и, вместе с педагогом, сделать выводы и определить причины неудачи. Таким образом формируется положительная мотивация к обучению.Взаимодействуя с педагогом ребёнок выстраивает перспективу обучения («правила, которые помогут мне стать лучше») и под контролем педагога старается соблюдать эти правила.


Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Но к сожалению, часто родители сами формируют негативное отношения к школе своими высказываниями: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь, что такое работа»; «В садике хорошо, а в школе придется учиться!». В семьях, где есть старшие дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями и сестрами. Таким образом, дошкольник еще ни разу не побывав на уроке, уже не хочет учиться. Формировать у таких детей положительную мотивацию очень трудно.


Развитие мотивации дошкольников

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:

*улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;

* стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;

* формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);

* создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;

* обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.


Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

* обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

* удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

* удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;

* комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;

* развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;

* создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.


Часто случается, что способный и талантливый дошкольник, придя в школу не становится «отличником», а менее способный выбивается в лидеры. Причина в мотивации к обучению. Положительно мотивированный на школьную деятельность воспитанник детского сада, стремиться к учению, уделяет ему больше внимания и времени. Поэтому формирование положительной мотивации к школьному обучению является одной их основных задач дошкольного воспитания. И, конечно, невозможно сформировать у ребёнка желание учиться и саморазвиваться, если не верить в это. Воспитатель и родитель должен стать для каждого ребёнком«капитаном».Вера в успех каждого , любовь к своему делу и уважение – залог успешной работы.


Спасибо за внимание!


© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+