Поиск

"Ахи-страхи"

Пост обновлен апр. 24


Лабинцева Светлана Владимировна

педагог-психолог МБДОУ детский сад "Звездочка"

город Морозовск, Ростовская область

Краткая аннотация: Игровой тренинг с целью повышения родительской компетентности по вопросам профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста страха темноты.


Игровой тренинг «Ахи-страхи» для детей 4-5 лет их родителей.

Цель: повышение родительской компетентности по вопросам профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста страха темноты.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями проявления ночных страхов у детей, их причинами и последствиями;

- преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения;

- оптимизировать детско-родительские отношения.

Материал: свечка, большая скатерть, карточки с фигурами теневого театра, платок, диск с мультфильмом «Ничуть не страшно», покрывала.

Ход игрового тренинга.

1. Приветствие

Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад тебя видеть».

2. Слово психолога.

Один из самых распространённых детских страхов – это страх темноты, результатом которого могут быть тревожные сны и кошмары.

Многие взрослые делают и говорят, что-то не очень полезное, чтобы ребенок избавился от страхов. Не надо говорить «Ты большой мальчик, а до сих пор боишься темноты». Это не принесет результата, ребенок только подумает, что вы не хотите его понять. И поэтому стоит воспользоваться следующими рекомендациями.

Памятка для родителей.

ü Можно при помощи флуоресцентных наклеек создать «космическую» обстановку в квартире, разместите на потолке и стенах изображения комет и звезд.

ü Можно купить светильник в виде солнца, оно даже ночью будет светить в детской комнате.

ü Или выберете вместе с малышом игрушку, чтобы она понравилась малышу, которая будет «защищать» ребенка.

ü В течение дня старайтесь больше уделить внимание своему малышу, ребенок хочет, чтобы вы остались с ним рядом, и потребность в контакте с взрослым и страх одиночества говорит о недостатке общения с ребенком. И тогда вечерами он перестанет бояться «темноты» в детской.

ü Не забывайте о необходимости дневного сна.

ü Если ребенка мучают страшные сны, то родителям нужно запастись терпением. Психика детей довольна, неустойчива, они могут еще долго вспоминать эти напугавшие их сновидения и бояться, что они повторно появятся.

ü Постарайтесь оказаться рядом с напуганным ребенком, взять его на руки, прижать к себе.

ü Выслушайте рассказ ребенком сна, что его так напугал, успокойте и дождитесь пока он уснет.

ü Пусть малыш смотрит добрые мультфильмы, с понятными персонажами. Читайте перед сном добрые сказки.

ü Различные игры помогут ребенку незаметно преодолеть страх темноты.

Уважаемые родители! Приглашаю вас и ваших дети принять участие в игровом тренинге «Ахи-страхи».

3. Игра «Бобры».

По замыслу данной игры, «бобер» должен не дать «охотнику» себя поймать. Для этого он должен надежно от «охотника» спрятаться.

Роль «охотника» исполняет кто-то из родителей в роли «бобра» должен быть малыш.

Убежище «бобра» делается следующим образом: стол накрывается скатертью, свисающей до пола. Пространство под столом и есть «нора бобра». Свисающая до пола скатерть создает под столом темноту.

«Бобер» убегает от «охотника» и время от времени прячется в «своей норе». А «охотник» ходит по комнате и ищет его. Но найти он его не должен!

Когда «охотник» подходит к «норе», ребенок, спрятавшись в нее, должен сидеть там очень тихо, до тех пор, пока не услышит, что «охотник» уходит. Лишь тогда ему можно вылезать.

4. Игра теней.

Участникам предлагаются карточки с фигурами теневого театра. Каждый показывает выбранную им фигуру. Показ может сопровождаться стихотворением.

Примеры фигур теневого театра

Фигура «Зайчик». Сожмите пальцы. Получится кулак. Затем выпрямите указательный и средний пальцы (это ушки зайки). Чтобы показать, как шевелятся ушки, пошевелите пальцами. Можно показать, как зайчик прыгает, танцует и т. д.

Фигура «Коза». Сожмите пальцы в кулак. После этого поднимите мизинец и указательный палец (как будто рога у козы). Передвигая руку, покажите, как коза ходит, бодается.

Фигура «Дерево». Сначала растопырьте пальцы. У вас получатся ветви. Затем пошевелите пальцами, как будто шевелятся ветки. После этого к шевелению добавьте раскачивания рукой из стороны в сторону. Таким способом вы покажите, как дерево раскачивается в ветреную погоду, как гнутся ветки.

Фигура «Птица». Сложите пальцы на обеих руках вместе. Затем скрестите руки. Ориентируйтесь на запястья. У вас получится «птица с расправленными крыльями». После этого переместите скрещенные руки в разное направление: вверх, вниз, в стороны, по кругу.

Фигура «Бабочка». Действия аналогичные выполнению фигуры «Птица». Отличительная особенность состоит в том, что пальцы не просто сложены вместе, а шевелятся. Таким способом, вы показываете, как двигаются крылышки, когда бабочка порхает.

Фигура «Гусь». Соедините и согните указательный, большой, безымянный пальцы и мизинец вместе. Противопоставьте им большой палец. Соединяя и разъединяя большой палец с остальными, вы показываете, как гусь двигает клювом, когда щиплет траву или пьет воду.

Фигура «Собачка». Расположите горизонтально собранные вместе пальцы (как будто мордочка собаки). Противопоставьте им большой палец – это будут «ушки» у собаки. Чтобы показать, как собачка кушает, лает, можно использовать два положения пальцев. Первое положение – двигается мизинец. Второе – раздвигаются безымянный и средний пальцы.

Фигура «Рыбка». Соедините все пальцы вместе. После чего совершите раскачивающиеся движения кистью – «движение рыбки в воде».

5. Игра «Жмурки».

Инструкция. Завязываются глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет «Замри!» - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников. В случае, если этот процесс затягивается, можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем случае водящим становиться тот, кто был найден раньше всех.

Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например: «Ха!», «Ух, ты!» и т.п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).

6. Просмотр мультфильма «Ничуть не страшно» Киностудия – союзмультфильм.

7. Игра «Привидения».

Игра дает выход накопившейся энергии и эмоциям.

Инструкция. Дети будут играть роль маленьких, симпатичных приведений, которые хотят напугать друг друга. Для этого им нужно тихо произносить звук «У», после чего громко хлопнуть в ладоши.

Эти действия должны чередоваться.

8. Релаксация «Зверушки в норке».

Родитель с ребенком накрываются покрывалом. Звучит спокойная музыка.

Ведущий ласково говорит слова, похожие на чудесную, баюкающую сказку. О том, что мы маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, пусть на улице идет дождь, снег, бушует ветер, но в норке тепло и хорошо. Здесь никто не страшен. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!

Под этот своеобразный разговор ребенок постепенно расслабляется.

9. Изотерапия (домашнее задание для родителей).

Дома вместе с малышом погримасничайте перед зеркалом, освещая лица фонариком. И в конце такого эксперимента предложите ребенку порисовать на тему ночи и сна, вместе сочините сказку про трусишку, который боится темноты.

И рисуйте, рисуйте вместе!

Пусть все негативные эмоции малыша останутся на бумаге, а в жизни он будет жизнерадостным и бодрым, даже в кромешной темноте!

10. Рефлексия. Отзывы участников и пожелания на следующий тренинг.

Используемая литература:

Гаспарова Е. «Страхи у дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1991 г. Издательство «Просвещение».

Иванова Н.Ф. «Преодоление тревожности и страхов у детей 5 – 7 лет» Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 г.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М.,»ГЕНЕЗИС», 2007г.

Капшук О.Н. «Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя» Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.

Шапиро Е.И. «Если у ребенка страхи» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.


© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+