Поиск

Сотрудничество ДОУ с семьей как ресурс развития личности ребенка в рамках программы "Семьеведение"

Сотрудничество ДОУ с семьей как ресурс развития личности ребенка в рамках программы "Семьеведение"


Зюзина Дарья Евгеньевна

воспитатель МБДОУ детский сад № 8 "Машенька"

г. Пенза, Пензенская область


Краткое описание: Сотрудничество ДОУ с семьей.

 

«Сотрудничество ДОУ с семьей как ресурс развития личности ребенка в рамках программы «Семьеведение»»


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. в ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

На сегодняшний день существует много общественных проблем, среди которых распад семейных связей, исчезновение семейных традиций, неготовность семьи к воспитанию ребенка и передаче ему семейных ценностей, ослабление роли семьи в воспитании ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Ребенок же, беря свое начало в семье, «врастает в человеческую культуру», социализируется в обществе, развивается как личность. чем раньше ребенок будет узнавать об истории своей семьи, ее традициях, быте, тем раньше он сможет социализироваться в обществе и тем осознаннее он будет вести свою жизнь.


Процесс развития личности ребенка достаточно сложный и трудоемкий. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.


В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.


Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Задача педагогов и родителей — помочь ребенку войти в современный мир. Сотрудничество этих двух институтов необходимо. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов (партнерские отношения) возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольником является вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ.


В нашем детском саду уделяется большое внимание позитивному взаимодействию детей и взрослых, их партнёрским отношениям. Вся моя деятельность основывается на парциальной программе «Семьеведение», автором которой является Елена Федоровна Купецкова. Работать по данной программе я начала со средней группы. Познакомившись с детьми и родителями, я поняла, что необходимо наладить процесс взаимодействия родителей и детского сада, таким образом развивая личность ребенка, помогая ему социализироваться. Изучив программу «Семьеведение», целью которой является способствовать благоприятному вхождению ребенка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье, я решила, что всю воспитательно-образовательную деятельность по взаимодействию ДОУ с семьей я буду строить на основе этой программы.


Я стараюсь строить процесс взаимодействия с родителями через сотрудничество и партнерство. Родители являются постоянными участниками праздников, развлечений, мастер классов, родительских собраний, которые проходят в нетрадиционной форме (круглые столы, родительские встречи, семинары). Так же семьи активно взаимодействуют с социальными партнерами:


1. Библиотекой для детей и юношей

2. Гимназией №6

3.

Родители принимают активное участие в благоустройстве групповой комнаты (родители с удовольствием берут на себя роль дизайнеров, художников, оформителей). Такой пример родителей подсказывает детям, как вести себя в той или иной ситуации, как корректно построить беседу с взрослыми и детьми.

В своей деятельности по развитию личности ребенка в рамках программы «Семьеведение» в средней группе я использовала следующее:

1.«Моя любимая мама» (фото - выставка «Моя мамуля», «Мама-рукодельница», беседы о маме, ее профессии)

2. «Я и папа» (беседы о папе, его профессии, спортивные развлечения)

3. «Семейный быт» (беседы о семейном быте, распределении обязанностей, «Как я помогаю по дому», сюжетно – ролевая игра «Уборка групповой комнаты»

4. «Все профессии важны» (беседа о профессиях родителей, чтение стихотворения с.Михалкова «А что у вас»)

5. «Я знаю имена» (беседы о важности имен, проведение игр «Как тебя называют ласково", »Будем знакомы», рисование своих родственников)

6. «Здравствуй, лето» (беседа о лете, музыкальное развлечение совместно с педагогами, сюжетно – ролевая игра «Семья на пикнике»


В своей деятельности по развитию личности ребенка в рамках программы «Семьеведение» в старшей группе я использовала следующее:

1. «Есть только миг между прошлым и будущим» (фотовыставка бабушек и дедушек, проведение подвижных игр). 7.10.21 планируется провести совместный праздник – развлечнние «Бабушку и дедушку очень люблю».

2. 17.10.21 – «День пап» ( беседа о папах, его профессии, ремонт игрушек).

3. 15.11.21 – «Моя любимая мама» (беседа о мамах, их профессиях, составление описательного рассказа по фотографии, наблюдение за женщинами)

4. 15.12.21 – «Новый год дома» (беседа о том, как отмечают этот праздник дома, постройка из снега совместно с родителями, украшение группы)

5. 15.01.22 – «В гости я иду» - поход в гости,, дарят сувениры, просмотр мультфильмов, чаепитие)

6. «Наша армия сильна» - посвященное 23 февраля. (беседа об армии, развлечение, просмотр диафильма «Военная тайна Гайдара)

7. «Самая любимая» - к 8 марта (подарки мамам, муз.развлечение, стих)

8. 15.04.22 – «Самые интересные события в нашем доме» ( беседа, бытовой труд, настольно печатные игры 2 Что есть в нашем доме» о бытовой технике, 2Почини одеяло – дидактическая игра – знакомство с геометрическими фигурами, составление одеяла из них)

9. 15.05.22 – «Изюминка» - путешествие в волшебную страну – сюжетно – ролевая игра «Семья, станции, разговор о пище, спектакль «Котята поварята»


В последнее время, в связи со сложной эпидемэелогической обстановкой многие дети не ходят в детский сад, и все чаще остаются с нянями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сестрами. Для того, чтобы привлечь детей к деятельности, а родителей вовлечь во взаимодейсвтие с ДОУ я использовала новые интерактивные формы работы. В своей работе я использовала мессенджеры Вайбер, ВотсАпп, Телеграмм через которые отправляла родителям видеоматериалы – записывала занятия и задания на видео, монтировала их. Дети совместно с родителями просматривали видео, инструкцию к выполнению заданий, после чего выполняли работу, и высылали ее обратной связью. Такая деятельность повысила уровень педагогической компетентности родителей, которые выступали равноправными участниками образовательных отношений.

По откликам родителей такая работа стала интересной и плодотворной. Дети имели возможность просматривать ролики – занятия по несколько раз, в любое удобное время, родители уделяли время детям.

Результатами совместной деятельности педагога с родителями и воспитанниками стали творческие работы детей.


На сегодняшний день можно сказать, что в нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система по работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы в данном направлении показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и специалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родительства.

 


31 просмотр

Недавние посты

Смотреть все