Поиск

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды

Моисеева Светлана Борисовна

воспитатель МАДОУ д/с "Детство" д/с №32 "Андрейка"

г. Нижний Тагил, Свердловская область

Каткое описание: Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды, как основы для успешной социализации и коммуникации детей дошкольного возраста

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как основы для успешной социализации и коммуникации детей дошкольного возраста


«В пустых стенах ребенок не заговорит»

Е. И. Тихеева.


В настоящее время проблема социального развития ребенка приобретает особую актуальность. В связи с этим одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».


Таким образом, во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Однако все эти качества принесут пользу, как ребенку, так и обществу, только при условии его позитивной социализации. «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».


На современном этапе развития системы образования социализация детей понимается как процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.


Предметно-пространственная развивающая среда – важный компонент дошкольного образования, это пространство жизнедеятельности ребенка, условия, в которых протекает его жизнь. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способностей ребенка, определяет особенности личностного развития на уровне дошкольного детства, дает ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность.


Развивающая предметно–пространственная среда имеет особо важную роль в развитии детей именно дошкольного возраста. Эта роль связана прежде всего со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от детей школьного возраста. Ребенок дошкольного возраста получает представление о действительности от взрослых (педагогов и родителей) и из того, что его окружает. Важнейшим источником опыта и стимулом к деятельности ребенка является предметная среда и пространство, в котором находится ребенок. Именно среда является для дошкольника носителем знаний об окружающем. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать и понять отношения предметов и вещей, а также осознать свои возможности. От того, в каком пространстве растет ребенок, какая среда окружает его, во многом зависит интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому важно, чтобы среда была именно развивающей.


Рассмотрим, как может быть организована развивающая предметно-пространственная среда, направленная на позитивную социализацию на примере моей группы.


Созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.


Содержание игрового пространства отражает в равной степени интересы девочек и мальчиков (конструкторы, кубики, машины, атрибуты к сюжетным играм).


Игрушки, атрибуты, настольные, дидактические игры расположены не выше вытянутой руки ребенка. Все материалы для продуктивной деятельности находятся в свободном доступе для детей.


Строительный материал размещен в нескольких местах группы.


Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не дети сами не потеряют интерес к ним и не разрушат или разберут.


Рисунки и поделки детей служат материалам для оформления игрового пространства, они сами решают – забрать их домой или использовать в игре, а может разместить в выставочном зале группы.


Групповое пространство разделено на определенные зоны и центры: книжный уголок «В гостях у сказки»; физкультурный уголок «Малыши-крепыши»; логопедический уголок «От А до Я»; дидактический уголок «Любознайки»; дидактический стол «Развивай-ка»; уголок экспериментирования «Почемучки»; театральный уголок «Теремок»; игровой центр «Дом-семья»; игровой центр «Островок безопасности»; музыкальный уголок «До-ре-ми»; уголок для самостоятельной деятельности «Полянка творчества»; уголок нарядов «Ателье»; уголок для уединения «Маленькая страна»; центр сюжетно-ролевой игры «Играй-ка»; центр конструирования «Строим и конструируем». Рассмотрим некоторые из центров более подробно.


Уголок уединения «Маленькая страна», основной целью которого является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п., находится поодаль от всех активных игровых зон. Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.


Игровой центр «Островок безопасности».

Здесь подобран демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения. Центр оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, имеется коврик с разметкой улиц и дорог.


Центр сюжетно-ролевой игры «Играй-ка».

Оборудование и пособия размещены в свободном доступе для детей, чтобы они могли легко осуществить в игре все свои творческие замыслы. Игровой материал для разнообразных сюжетных игр размещен в контейнерах, на которых имеются условные обозначения ( «Салон красоты», «Магазин», «Доктор», «Автозаправочная станция», «Кафе», «Кухня» и др.). Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят материал в удобное для них место для свободного построения игрового пространства.


Центр конструирования «Строим и конструируем».

Центр практичен и мобилен, поскольку наполнение строительного уголка можно перемещаться в любое место группы по выбору детей. Здесь представлены различные виды конструкторов (мелкий и крупный деревянный конструктор, пластиковый набор «Строитель», большие мягкие модули). Дети самостоятельно при реализации своих игровых замыслов используют схемы и модели построек. Возможно объединение нескольких сюжетных игр, например, мальчики могут построить из больших мягких модулей автобус и пригласить девочек, занятых в сюжетной игре «Дом» поехать в театр, таким образом, происходит смена деятельности, и мы перемещаемся в театральный уголок для просмотра кукольного спектакля или чтения сказки. В игровом уголке «Кафе», «Кухня» имеются все необходимые для игры атрибуты (фартуки, набор посуды, набор продуктов, салфетки). Дети проявляют самостоятельность в развертывании игрового сюжета, используют знания из личного опыта, используют для игры предметы-заместители, которые позволяют детям расширять содержание и раздвинуть границы своей фантазии в игре, например, сахар может заменить мелкая мозаика, а пирожное - кубики от конструктора. Здесь наша основная задача прививать детям культуру общения, умения выполнять обязанности повара, побуждать детей к ролевому диалогу.


Таким образом, грамотно организованная предметная среда работает на нас, она позволяет проводить непрерывную образовательную деятельность в игровой форме, что является важным аспектом в работе с детьми дошкольного возраста.


Теперь предлагаю рассмотреть, каким образом мы используем возможности предметно-развивающей среды на примере игровой образовательной ситуации «Поможем фермеру».


Мы с ребятами получили письмо от фермера, в котором говорится о том, что на ферме произошел пожар, ферма сгорела, и животным теперь негде жить. Фермер просит ребят помочь ему. Перед детьми возникает проблемная ситуация-как помочь фермеру? Дети в процессе обсуждения приходят к выводу, что ферму можно построить из конструктора, нарисовать, слепить, склеить. Замечательно! А как мы решим, кто, чем будет заниматься? Для определения того, кто, чем будет заниматься в этом возрасте, помогают определить маркеры игрового пространства.


В заранее подготовленные центры активности, обозначенные маркером с соответствующим видом деятельности, внесены различные средства, решения данной проблемы. Такие же маркеры в уменьшенном варианте лежат в «Волшебном мешочке». Дети вытаскивают маркер из мешочка и встают к своей рабочей зоне.

Что нам это дает? Во-первых, детям всегда интересна работа с волшебным мешочком, так как присутствует сюрпризный момент, во-вторых, дети без обид и разногласий делятся на подгруппы, в-третьих, занятие проводится в игровой форме. Я даю детям возможность самостоятельно организовать свою деятельность, распределить роли, я лишь помогаю направить детей на принятие того или иного решения. Ребята стараются быть самостоятельными, у них продолжает развиваться умение взаимодействовать друг с другом. Ведь они делают большое общее дело - помогают фермеру!


Каким образом мы еще можем использовать на этом занятии маркеры игрового пространства? Фермер прислал детям загадки о животных. Отгадки на картинках, которые развешаны в группе на маркерах пространства. Дети не просто разгадывают загадку, но и находят отгадку в группе, что вызывает у них, как правило, бурный интерес и оживление.


Очень важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда носила принцип открытости – являлась незамкнутой системой, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации и коммуникации ребенка (это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правил этикета и т.д). Ребенок, который овладел основными правилами коммуникации, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе друзей, его ценят товарищи за умение дружно играть, трудиться, веселиться.




Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+