Поиск

Система работы по развитию речи детей второй младшей группы

Пост обновлен апр. 26

Гуськова Екатерина Владимировна

Воспитатель МДОУ детский сад №21

п. Удельная, Раменский г. о., Московская область

Краткая аннотация: -

Система работы по развитию речи детей второй младшей группы

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. А в настоящее время, время «процветания» компьютеров, дети, увлекаясь ими, «замыкаются в себе». Идет как – бы монолог «ребёнок – компьютер». В связи с этим я поставила перед собой цель: научить детей говорить, как можно больше, целыми предложениями и правильно отвечать на вопросы.

Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения со сверстниками и взрослыми.

Работу по развитию речи мы условно делим на несколько направлений:

· непосредственно организованная деятельность;

· чтение художественной литературы;

· организованные беседы, наблюдения;

· игры по развитию речи;

· работа над звуковой стороной речи;

· организация самостоятельного общения в коллективе;

· просвещение родителей по вопросам развития речи.

Работа по развитию речи на занятиях позволяет нам не только организованно и систематично решать программные задачи, но и отслеживать уровень развития речи каждого ребенка, планировать направления индивидуальной работы.

Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые. Это позволит не только привить интерес к чтению и слушанию произведений, но и поможет обогатить словарь детей. Помимо непосредственного чтения, во все режимные моменты включается художественное слово, разучиваются стихотворения и потешки для подвижных игр. К этому направлению можно отнести и театрализованную деятельность.

Одним из важнейших факторов успешного овладения речью является общение детей со сверстниками, уже владеющими речью. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая воспитателям, обучают малышей по собственной инициативе. При каждом удобном случае воспитатель поручает кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение должно носить характер просьбы, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека, например, «Саша, если тебе не трудно, расскажи Маше, куда убрать эту игрушку. Расскажи ей, какие в группе правила». Спустя, какое-тот время можно спросить: «как дела? Спасибо тебе, Саша, за помощь!».

Весьма существенным фактором является создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение воспитателя к детям, искреннее уважение к личности каждого-залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него всё получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены воспитателем.

Особое место в работе по развитию речи занимает работа над звуковой стороной речи. Речевой аппарат детей не всегда готов к произнесению сложных звуков. У кого-то из детей не хватает силы мышц речевого аппарата у кого-то не сформирован правильные речевой выдох. Речевой гимнастики на занятиях однозначно не хватает для помощи детям, поэтому мы ведем работу по звуковой культуре речи в свободное время. Это может быть как индивидуальная так и групповая и подгрупповая работа. Не секрет, что развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи, а если одновременно задействовать речевой и двигательный центр, то работа будет наиболее эффективной, поэтому я предлагаю использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением. Так же, во второй половине дня мы используем комплексы речевой гимнастики для групповой и подгрупповой работы и индивидуально подобранные упражнения для подготовки к постановке конкретного звука.

Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не многословной. В своей работе мы уделяем особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах развития речи. В октябре мной был проведен мастер – класс по развитию речи, на котором я познакомила родителей с возрастными особенностями развития речи детей четвертого года жизни, рассказала о методах развития речи и о необходимости взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания детей. Так же я предлагаю проводить индивидуальные консультации с родителями, подбор «домашних заданий» для детей. Очень успешным в работе себя показал метод создания уголка, где мы можем разместить информацию о теме недели и знаниях, которые мы планируем дать детям. Таким образом, у родителей появляется возможность не только расспросить у ребенка о проведенном занятии, но и закрепить знания, полученные на нем.

Безусловно, развитие речи детей занимает одно из важнейших мест в системе дошкольного воспитания. Наша задача обеспечить взаимосвязанную, систематичную работу по всем перечисленным направлениям. Именно такая работа сможет обеспечить полноценное речевое развитие детей, подготовить их к обучению в школе и успешному общению в коллективе сверстников.




© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+