Поиск

Самоподготовка учащегося, как исключительно важная предпосылка успешного обучения баяниста

Пост обновлен апр. 26

Кумерова Фарида Фатыховна

Преподаватель МБУ ДО "ДШИ"

г. Агрыз, Республика Татарстан

Краткая аннотация: -


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская» школа искусств» Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая работа на тему:

«Самоподготовка учащегося, как исключительно важная предпосылка успешного обучения баяниста и аккордеониста»

Подготовила: преподаватель по классу баян,

аккордеон Кумерова Фарида Фатыховна

2020 г.

Содержание.

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

1.Введение

Как исключительно важной предпосылкой успешного обучения баянистов и аккордеонистов, заключается в эффективности самоподготовки учащихся. Я, не случайно выбрала эту тему, потому что она очень редко затрагивается на различных методических объединениях, семинарах, учебах. Игнорирование или неумение правильно построить самостоятельные занятия, приводят к серьезным ошибкам, к удлинению процесса изучения материала, к значительному снижению эффективности занятий. Согласитесь, учащийся проводит большее время за инструментом дома, занимаясь самоподготовкой.

А при дифиците времени на уроке очень важно, чтобы часы, проведенные наедине с инструментом, были предельно продуктивно использованы и принесли наибольшую отдачу.

Многие преподаватели на своем опыте убеждаются, что результативность самостоятельной подготовки учащихся зачастую очень мала, время, отводимое для домашних занятий не достаточно продолжительно, многие моменты в работе ученика, опускаются. Отсюда и идут такие высказывания «топчемся на месте», «из урока в урок одно и тоже». Конечно данные выражения приемлемы не ко всем ученикам, но большинство есть и таких.

2.Основная часть.

В данном вопросе можно выделить два основных момента.

1.Научить ученика правильно построить самостоятельные занятия.

2. Проконтролировать основные направления самоподготовки со стороны преподавателя и со стороны родителей.

По первому пункту остановимся на основных ошибках, которые совершаются учениками при самостоятельных занятиях, на исправление которых порой затрачивается огромное количество времени и энергии ученика и преподавателя отрицательно влияют на процесс обучения.

Работу над музыкальном произведением можно условно разделить на 3 основных этапа:

-ознакомление и разбор,

-полное освоение произведения,

-публичное выступление.

Восприятие любой информации идет через сознание.

Первый этап.

Самая распространенная ошибка на первом этапе (это касается произведений самостоятельно разбираемых учеником) первое проигрывание нотного текста с большим количеством «чужих нот», что является предпосылкой неточной игры. Ведь если разобраться в этом, наш мозг фиксирует все, и потребуются дополнительные усилия, чтобы закрепить, позднее правильный текст. В любом процессе обучения первое впечатление бывает самое сильное, и весь неправильный текст часто остается в кладовых памяти и может оказазаться извлеченным в самый неподходящий момент потому, что в процессе обучения важную роль играет подсознание и от того, какого качества информация будет заложена, зависит характер всей его деятельности.

Формой данной деятельности является навык - умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решение типовых задач в данном процессе при самой высокой степени сосредоточенности, сознание выполняет роль «наблюдателя». Конечно, качество исполнения прямопропорционально зависит от количества исполнений. Многократное повторение действительно дает определенный результат, если оно решает определенную задачу (или двигательную, или звуковую), либо несколько задач одновременно. Вот в частности мнение по этому поводу известного физиолога Н.А. Бернштейна: «Диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там где есть развитие, там значит каждое следующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его; поэтому упражнение в сущности- повторение без повторений». Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что упражнение и представляет собой не повторение и не противоречие движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи от раза к разу изменяя и улучшая средства. Еще одна ошибка в процессе разбора произведений в том , что учащийся зачастую не концентрирует качество совершаемых движений. В результате в двигательных центрах запечатлеваются такие типы движений, от которых в дальнейшем надо будет избавляться. Движения при разборе должны быть свободными и активными настолько, чтобы в двигательных центрах оставался ясный след от них.

Второй этап.

На втором этапе работы, когда произведение разобрано, допускается учащимися еще одна ошибка в самостоятельных занятиях – это выучивание нотного текста, не обращая внимание на штриховой, динамический план произведения, его художественный образ, оставляя это все на потом. Надо объяснять ученику, что нотный текст, не наполненный чувствами, сам по себе мертв. Если заставить человека выучить произвольный набор слов, не связанных определенной темой или смыслом, то он едва ли может справиться с этим, то же самое происходит и с музыкальным языком. Подобная зубрежка, лишенная смысла, притупляет свежесть восприятия, делает занятия неинтересным, скучным. Отсюда и нежелание заниматься, и столь короткое время, затрачиваемое на домашнее музицирование. Приходит ученик, явно не подготовленный дома, задаешь вопрос: «Сколько занимался домашним заданием?», ответ: «Два раза играл». (Пример с разучиванием стихотворения). Следующая негативная сторона- «забалтывание». Постоянная игра в быстром темпе приводит к сбою в исполнении, и тот материал, который был уже выучен, превращается в набор бессмысленных звуков. А заставляя ученика играть медленно, сталкиваешься с проблемой неумением или нежеланием такой игры. Надо объяснить, что медленный темп играет важное значение в процессе усвоения и закрепления приемов и навыков данного произведения. Ученику кажется такая игра нудной и монотонной. Но он не учитывает, что даже в медленном темпе необходимо играть, как говорил Г.Г.Нейгауз «Со всеми оттенками, как бы рассматривая в увеличительное стекло, из чего это сделано. При этом методе необходима не только полная ясность, но и приувеличение всех деталей и всех оттенков. Нужно научится делать больше, чем вы будете делать на эстраде». Такое проигрывание требует и большей сосредоточенности. Занятие нужно прекращать, как только теряется сосредоточенность, лучше время надо разделить на несколько частей, а то происходит с учеником обратный эффект. Например, ему завтра на урок, вечером он сидит до изнеможения учит. Такой подход к занятиям малоэффективен. Нужно объяснить ученику положительные стороны систематических занятий, а не таких, которые проводят «авралом».

Наблюдая за тем, что сделано в результате самостоятельных занятий учеников, приходишь к выводу, что многое в своей игре учащийся не слышит, одна из причин кроется в том, что занятия часто носят характер механического повторения, зубрежки, в то время нужно воспитывать звуковысотный слух, умение слышать и слушать себя без высокой степени слухового контроля. Необходимо научиться слушать себя, как бы со стороны. Поэтому при заучивании произведения главным действующим лицом должен быть слух, сосредоточенный и придирчивый.

При самостоятельной работе упускается такой важный аспект, как психологическая подготовка к публичному выступлению. Очень часто срывы на публичных выступлениях сводят на нет результаты длительной и кропотливой работы над произведением, не желание дальнейшего обучения на инструменте. Редкие выступления также не позволяют достичь желаемого результата, поэтому нужно стремиться бывать на сцене как можно чаще. В связи с этим следует систематически, в процессе занятий, моделировать психологическую обстановку, приближенную к выступлению на сцене. Постоянное изучение себя, совершенствование методов самостоятельной работы, неустанный творческий поиск- важнейшие слагающие успеха к мастерству.

Не задавать большой объем работы по одному произведению. Домашнее задание должно быть лаконичным, понятным в исполнении, чтобы работа была ученику в радость каким бы сложным произведение не было. Все сложные моменты отрабатываются строго на уроке и не задаются для самостоятельной работы до тех пор, пока ученик сам правильно не исполнит сложные места.

Заключение

Специфической особенностью всякой деятельности человека, для которого труд составляет исключительное достояние, является его стремление к определенной цели. Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку воска, он уже построил ее в своей голове. В конце труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Таким образом, цели в жизни каждого человека имеют исключительно важное значение: они стимулируют, направляют и характеризуют производственную и всякую иную человеческую деятельностью. Человек не может жить на свете, по словам Макаренко, если у него нет ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Поэтому уходя с урока ученик должен конкретно и четко представлять объем работы исполняемого произведения в техническом, динамическом и художественном плане.

В своей методической работе, я не ставила своей задачей дать исчерпывающий анализ поднятых вопросов, а рассчитывала лишь вскрыть недостатки с которыми сталкиваются ученики при самоподготовке и обратить внимание на те ошибки, которые очень часто допускают ученики при самостоятельной работе. Просто некоторые моменты данной работы могут быть использованы преподавателями, как дополнение в работе своими наработками и навыками, как профессиональный опыт.



© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+