Поиск

Родительское собрание средняя группа “Морское путешествие в страну Развития речи”

Родительское собрание средняя группа “Морское путешествие в страну Развития речи”

Аметова Наталья Михайловна

воспитатель МКДОУ "Детский сад “Гномик”

г. Костомукша, Республика Карелия

Краткое описание: Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях, повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей среднего возраста.

Родительское собрание в средней группе

«Морское путешествие в страну Развития речи».


Цель: привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях, повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей среднего возраста.


Задачи:

- Расширить знания родителей о возрастных особенностях детей 4-5 лет

- Научить родителей взаимодействовать с детьми в процессе организации совместных речевых игр, игровым приемам развития речи.

- Побуждать родителей помогать ребенку, овладевать нормами и правилами родного языка.

Сегодня мы отправимся в морское путешествие по просторам педагогики. Приобретите ,пожалуйста билеты в кассе.(родители берут билеты, розовые и голубые, на билетах написаны части фраз, родители занимают места в соответствии с цветом билета).

Мы собрались в кают-компании нашего корабля, давайте поприветствуем друг друга. У каждого из вас на билетиках написана часть приветственной фразы. Соберите её. Теперь мы с вами все вместе создадим стихотворение-приветствие. Для этого необходимо по очереди прочитать фразы, которые вы собрали.


Сегодня день прошел не зря, Окончены работы, Так добрый вечер вам, друзья, Забудем все заботы.

И атмосфера хороша: Прекрасный осенний вечер, Пускай пройдет он, не спеша, Тепло подарит встречи.


Давайте выстроим маршрут нашего сегодняшнего плавания, проложим фарватер, что бы не наткнуться на рифы ошибок. Мы направляемся к архипелагу 5 островов,5 направлений по которым идет воспитание и обучение в д.с., острова физического развития, познавательного, художественно –эстетического ,социально-коммуникативного и речевого развития. Мы сегодня обойдем остров Физического развития, затем пройдем мимо островов художественно - эстетического развития и социально-коммуникативного развития ,и даже мимо острова познавательного развития ,наш путь лежит на остров развития речи, окутанный туманом облаков.( Воспитатель вычерчивает схему пути на доске). Полный вперед!

Хотелось бы немного украсить нашу кают компанию, давайте развесим разноцветные флажки, но для этого необходимо ответить на вопрос соответствует ли развитие речи вашего ребенка, установленным нормам для детей с 4-5 лет? Если вы считаете, что все в норме, вы вешаете желтый флажок, если считаете, что все в основном хорошо, но есть небольшие проблемы, вешаете голубой флажок, если отставание в речи вешаем красный. Родители на натянутые веревочки вешают флажки. Воспитатель подводит итог в зависимости от цвета флажков.


Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи.

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От правильного питания с раннего возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка с взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка

Пока, мы с вами украшали нашу кают компанию, матросы выловили бутылку в воде с загадочным текстом, который нам предстоит расшифровать. Прочитайте пожалуйста информацию, и напротив каждого абзаца поставьте ! - если для вас это новое, + если вы это знаете.

Родителям раздается информация о развитии речи детей 4-5 лет.


Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте. Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений. Можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).


Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

· нарушается структура предложений;

· встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

· неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.


Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

· употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

· звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

· неотчётливо произносит малознакомые слова.


Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

· ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

· кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

· дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

· большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];

· он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

· темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

· при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

· На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.


Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детей с неразборчивой речью характерны такие нарушения:

· неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор), в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

· не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

· он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

· словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;

· с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

· в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Подведем итог:


К пяти годам ребенок должен:

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

- употреблять в речи простые и сложные предложения.

- пользоваться прямой и косвенной речью.

- поддерживать непринужденную беседу.

- составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме.

Может, кто то по-другому посмотрел на развитие речи своего ребенка, может, стоит поменять цвет флажков в нашем интерьере. ( По желанию родители меняют флажки)

Наш корабль прибыл в порт городка Словестных игр, предлагаем вам прогуляться.

Игры на развитие речи.

1. Мелкая моторика ( интеллект на кончике пальцев, игры на кухне, пальчиковая гимнастика)

2. Артикуляционная гимнастика, чистоговорки. Можно придумывать самим, получится увлекательная игра.

3.Один - много (яблоко - яблоки, утенок – утята, шапка – шапки).

4. Скажи ласково (собака – собачка, чашка – чашечка).

5. Подбери эпитеты или ответь на вопрос - какой?

- листья (желтые, шуршащие, легкие, резные, дубовые, скрученные,)

- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый,)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ,)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д. ,)

6. Антонимы (горячий – холодный, веселый – грустный, хорошо – плохо).

7.Слова приятели.

. Из трёх слов выберите два слова - приятеля:

- короткий, низкий, толстый;

-бежать, мчаться, тормозить;

-плакать, грустить, смеяться;

-веселиться, хохотать, страдать;

-смелый, звонкий, храбрый.


8. Назови, одним словом.

тарелка, чашка, кастрюля -посуда

яблоко, груша, апельсин - фрукты

огурец, картошка, морковка - овощи

9. Что лишнее?

Собака, кошка, медведь (лишний медведь, собака и кошка это дом. животные, а медведь дикое животное).

Шкаф, кровать, чашка…

10.Что летает? Что ползает? Что бьется?

11. Надо сказать предложения правильно.

- Коза принесла корм девочке.

- Мяч играет с Сашей.

- Дорога едет на машине.

- Мама несет сумку в капусте.

- Взошло солнце, потому что стал таять снег.

- День был жарким, потому что ребята пошли купаться.

12.Игры - загадки.

Угадай, какой предмет я загадала?( этот предмет живет на кухне, это посуда, из нее можно пить , он живой, живет где хочет, он пушистый, мурлыкает, иногда царапается..)

И наоборот, ребенок задает вопросы, что бы отгадать загаданный предмет.

Угадай фрукт. Какой формы? (круглый? овальный?)Какого цвета? Какой внутри? Какой по вкусу?


13.Мнемо таблицы. Заучивание стихотворений.(таблицы со знакомым стихотворением и заучиваем новое про дождь).

Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом ( «Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

14.Интанационная выразительность речи.

Произносим знакомое стихотворение с разной интонацией весело, грустно, сердито ,тихо, громко, тонким голосом, грубым голосом).

Можно произносить фразу ,например позвать ребенка ужинать ,не слышит ,начать произносить фразу с разной интонацией.

15. Игры на дыхание.

Сдуваем перышко, снегопад, футбол.

Предложить родителям поиграть в футбол. На столах делаем воротики из карандашей, кусочек ватки - мячик, дуем, пытаясь забить гол в ворота соперника.

Небольшой совет , как можно больше читайте с детьми, обсуждайте прочитанное, разговаривайте по дороге домой из детского сада, учите ребенка делиться своими впечатлениями, и еще следите за своей речью и речью старших детей, появляются не очень культурные слова, дети копируют вашу речь, интонацию.

Наше путешествие заканчивается, и пока мы подплываем к нашему детскому саду, поговорим о групповых делах.

Наше собрание закончено, если вам было интересно, и информация для вас была полезной, оставьте свой билетик в судовом журнале на веселой страничке, а если не все было понятно, или информация уже знакомая и было не интересно, на грустной страничке.



Просмотров: 17

Недавние посты

Смотреть все