Поиск

Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение детей к истокам

Пост обновлен 26 апр. 2020 г.

Данилова Людмила Евгеньевна

Воспитатель МДОУ"ДСКВ№59"

дер. Новое Девяткино, Ленинградская область


Краткая аннотация: Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение детей к истокам русской культуры Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду ведётся работа по ознакомлению детей с русской народной культурой.


Тема по самообразованию: «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение детей к истокам русской культуры». Продолжительность проекта: с сентября 2018 г. по май 2020 г. Возраст детей - 5-6 лет. Пояснительная записка: В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, к ценностям великой русской народной культуры. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Актуальность: Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду ведётся работа по ознакомлению детей с русской народной культурой. Цель: Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной и самостоятельной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта, о национальной кухне; -Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору; - Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах; -Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её; -Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа; - Продолжать развивать связную речь и активизировать словарь за счёт слов: изба, печь, коромысло, чугунок, ухват, самовар, прялка, посиделк;. -Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры. Задачу решали на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка. Предполагаемый результат: Дети: · Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; · Формирование чувств национального достоинства; · Широкое использование всех видов фольклора; · Обогащение и активизация словарного запаса детей; Педагоги: · Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры; · Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость; · Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания. Родители: · Сформированная активная родительская позиция; · Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры; · Активное участие родителей в жизни ДОУ. Основные формы и направления педагогической работы: • Создание в ДОУ атмосферы национального быта. • Создание условий для широкого использования фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. • Знакомство с народным искусством. • Знакомство с русскими народными играми. • Знакомство с историей Руси, родного края. 1.План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта) Первый этап -предварительный Мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала. Второй этап- основной На втором этапе дошкольники знакомятся с историей русской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. В дальнейшем, вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре. Третий этап- заключительный На третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта(оформление уголков).Итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины. Ход работы: Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводился нами 2 раза (констатирующий – сентябрь 2018г., промежуточный – в мае 2019г.). Формирующая диагностика планируется в конце проекта в мае 2020г. Для определения уровня представлений у воспитанников о русских традициях посредством народной культуры используются методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций -выбора, педагогического наблюдения. Диагностическим инструментарием определения сформированности представлений у детей о русских народных традициях были выбраны следующие методики: беседы «Фольклор», «Народная игрушка и игры», «Праздники русского народа», « Традиционное жилище, костюм, промысел», «Предметы быта»,» «Национальная кухня», «Родина моя». Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой- диагностика «Уровень развития связной речи у старших дошкольников». Участвовало 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) нашей группы. Полученные результаты фиксировались и отражались в таблицах. Проанализировав уровень воспитанности детей, в нашей группе, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно знаний о традициях русской национальной культуры, а также речь детей маловыразительная, однообразная, плохо развита связная речь. Для достижения хороших результатов в этом направлении необходимо продолжать работу в системе. Было проведено анкетирование среди родителей группы на тему: «Семейные традиции и ценности». Результаты анкетирования показали, что у большинства родителей отсутствуют необходимые знания и умения в вопросах русского национального наследия. К сожалению, только 50% родителей воспитывают в детях нравственные ценности, любовь и уважение к своим предкам. С целью решения данной проблемы были поставлены следующие задачи: • Повысить психолого-педагогические знания родителей; • Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс; • Способствовать активному участию родителей в организации досугов, праздников, развлечений посвящённых русской национальной культуры в ДОУ. Данные исследования помогли разработать систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. Таблица 17 - Перспективно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры на 2018-2019 учебный год Месяц Мероприятия: Сентябрь 2018г. 1. Диагностика уровня знаний детей о русской народной культуре. НОД «Знакомство с русской горницей». Цель: познакомить детей с русской горницей, его обитателями, «окунуть» детей в атмосферу русского быта, воспитывать уважение ко всему русскому. Развлечение. «Подарки Матушки Осенины» Рассматривание альбома «История русского хлебопечения» Октябрь 2018г. НОД «Хлеб всему голова». Цель: закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб; о различных видах энергии; названия сельскохозяйственных профессий и машин, активизировать речь детей, воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают Беседа. «История флага Российского» Цель: дать знания детям об истории Российского флага, о его значении для русского народа. Пополнить словарный запас, активизировать речь детей. Лото «Быт русских людей». Ноябрь 2018г. НОД «Поэзия русского костюма» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его историей, особенностями. Развлечение «Морозко». Декабрь 2018г. НОД «С невелика начиналась матушка - Москва». Цель: расширить представления детей об истории создания Москвы и Московского Кремля, воспитывать уважение к своей истории. Беседа: «Что такое Новый год?» Январь 2019г. НОД «Рождество Христово» Цель: познакомить детей с православным праздником Руси – Рождеством Христовым, способствовать становлению духовно – нравственных ценностей у детей, Пробудить эмоциональную отзывчивость. Конкурс рисунков «Великое Рождество Христово». Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба» Цель: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей. Февраль 2019г. НОД «Сказочная Гжель». Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «гжельская роспись», помогать детям понимать прекрасное, воспитывать эстетический вкус. Беседа «Цветы гжели» Конкурс рисунков «Гжельские узоры» Развлечение. «Ой, ты, Масленица» Март 2019г. НОД «Золотая Хохлома» Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «хохломская роспись», формировать чувство красоты, воспитывать эстетический вкус. Выставка рисунков. «Где живёт перо Жар-птицы?» Рассматривание иллюстраций о родном городе и его достопримечательностях. Развлечение. «Посиделки в горнице» Апрель 2019г. НОД «Светлое Христово Воскресение» Цель: познакомить детей с великим православным праздником, с его традициями, историей, воспитывать у детей любовь и уважение к истории своей страны. Беседа «У хозяюшки в гостях» Цель: закреплять знания детей об истории русского народа, знакомить с обычаями, бытом. Развлечение. «Пасхальный пир» Май 2019г. КВН «Знатоки русской народной культуры» Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре Беседа. «Русская матрёшка» Таблица 18 - Перспективно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры на 2019-2020 учебный год Месяц Мероприятия: Сентябрь 2019г. Дидактическая игра «Предметы народного быта». Цель: познакомить детей с предметами русского быта, познакомить с новыми словами. Словесная игра «Устное народное творчество» Цель: пополнить багаж знаний детей о народном творчестве. Октябрь 2019г. НОД Беседа «Быт русских людей» Цель: формировать представления у детей о быте русских людей. Сочинение сказок с использованием персонажей из русских народных сказок. Вечерние посиделки. «Фольклор -живой родник народной культуры» Ноябрь 2019г. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: знакомить детей об особенностях жизни людей прошлого и настоящего. Составление альбома. «Костюмы русских губерний» Декабрь 2019г. Чтение русских народных сказок «Морозко», «Василиса Премудрая», Инсценировка русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка» Январь 2020г. Рассматривание иллюстраций на тему: «Предметы быта» Вечерние посиделки «Пословица не даром молвится» Дидактическая игра. «Укрась дымковским узором игрушку» Цель: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей. Февраль 2020г. Дидактическая игра. «Русский народный костюм» Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности Ручной труд. «Русская матрёшка»,Составление альбома. «Герои русских былин» Март 2020г. Дидактическая игра. «Театр» Цель: познакомить детей с видом искусства - театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей. Вечерние посиделки. «Русские блины»,подвижная игра «Курочка» Апрель 2020г. Словесная игра. «Кто больше назовёт предметов русского быта» Цель: закреплять знания детей о предметах русского быта, расширять кругозор, активизировать речь. Сюжетно-ролевая игра. «Русская хозяюшка» Оформление мини музея «Дорогая наша Русь» Май 2020г. Просмотр видеофильма. «Герои русских былин» Подвижная игра. «Лапта» Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов о русской народной культуре. Чудесный мешочек «Дегустация блюд русской народной кухни». Таблица 18.1 - Перспективно-тематический план мероприятий для родителей по приобщению к истокам русской народной культуры на 2018-2019 учебный год Месяц Мероприятия: Сентябрь 2018г. Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности» Консультация «Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста» Октябрь 2018г. Выставка рисунков«Золотая хохлома» Консультация «Что мы знаем о русской культуре?» Ноябрь 2018г. Развлечение «Завалинка» Альбом для родителей «Герои русских былин» Декабрь 2018г. Праздник «Однажды в зимнем лесу» Январь 2019г. Консультация. «Фольклор – живой родник народной культуры» Развлечение «Рождественские встречи» Февраль 2019г. Конкурс на лучший рецепт блинов для журнала «Русская кухня» Развлечение «Ай-да Масленица» Март 2019г. Конкурс на«Лучший рецепт блинов» Выставка рисунков «Сказочная гжель» Журнал «Предметы народного быта» Апрель 2019г. Мастер- класс по изготовлению поделок к конкурсу «Пасхальный сувенир» Выставка поделок «Пасхальный сувенир» Развлечение «Пасхальная Ярмарка» Май 2019г. Анкетирование родителей«Семейные традиции и ценности» Театрализованная постановка сказки «Под грибом» Драматизация русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Таблица 18.2 - Перспективно-тематический план мероприятий для родителей по приобщению к истокам русской народной культуры на 2019-2020 учебный год Месяц Мероприятия: Сентябрь 2019г. Консультация «Нравственное воспитание дошкольников» Мастер-класс «Изготовление народной игрушки» Октябрь 2019г. Выставка рисунков«Народный костюм» Консультация «Что мы знаем о русской культуре?» Ноябрь 2019г. Викторина «Родина моя» Развлечение «Русские перезвоны» Декабрь 2019г. Мастер-класс по изготовлению поделки «Зимний вернисаж» Праздник «Новогодние чудеса» Январь 2020г. Консультация «Праздники русского народа» Развлечение «Колядки» Февраль 2020г. Выставка рисунков «Мой посёлок» Развлечение «Весёлая Масленица» Март 2020г. Досуг «Печки-лавочки» Выставка рисунков «Каргопольская игрушка» Апрель 2020г. Фотовыставка «Моя семья» Май 2020г. Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности» Развлечение «Весёлая Ярмарка» 2. Оценка результатов и отчётность. С целью проверки эффективности проведённой работы мы провели промежуточный( формирующий) эксперимент в мае 2019 года с применением тех же методик, что использовались в констатирующем эксперименте. Методика №1.Цель данной диагностики – выявить знания и особенности отношения к устному народному творчеству. Данные исследования отраженны в таблице 19. Методика №2. Цель: выявить особенности представлений о традиционном русском жилище и старинном русском костюме, народных промыслах -росписи «Дымка», «Хохлома». «Городец».Выявить особенности представлений о национальной русской еде, кухне. Данные исследования отраженны в таблице 20. Методика №3. Цель: выявить особенности представлений детей о России, отношения к России. Методику №4. «Уровня развития связной речи у старших дошкольников». Методика№5Анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности» Сводная таблица. Период исследования: сентябрь 2018г. и май 2019г. Более наглядно динамика исследования представлена на рисунке 6. Рисунок 6 – Диагностика знаний русской народной культуры

Используя Методику №4. Провели диагностику «Уровня развития связной речи у старших дошкольников» в сентябре 2018г. и в мае 2019г. Критерии анализа детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить: пересказ литературного произведения, повествовательный рассказ, пересказ литературного произведения, творческий рассказ. Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи). Данные исследования отражены в таблице 22. Динамика развития уровня связной речи представлена на рисунке7. Рисунок 7– Диагностика знаний по уровням связной речи. Анализ результатов диагностики в мае 2019г.по уровню развития связной речи у детей показывают положительную динамику, благодаря работе по приобщению детей к истокам русской культуры.

Методика №5. Анкета «Семейные традиции и ценности»

Основные цели исследования:

ü Получить представление какие семейные традиции имеются в семьях; Какие праздники вы считаете семейными;

ü Какие увлечения есть у членов семьи и подключают ли родители к ним своего ребенка;

ü Что хорошего (плохого) «приносит» ребенок из детского сада; «Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающие воспитанием Ваших детей?»

ü Организуется ли специально в семье деятельность ребенка.

Протокол обработки анкеты «Семейные традиции и ценности» (участвовали в опросе 15 семей) сентябрь-2018г.

Из 15 семей, которые участвовали в опросе:12 полных семей (мать и отец), 3 семьи неполные (один родитель занимается воспитанием ребёнка).

Анализируя ответы на вопросы в анкете:

1. «Какие семейные традиции Вы соблюдаете?»

50% родителей отметили, что для них традиции - это основа радости и служит это упрочнению семейно-родственных отношений. Так, например, есть семьи, где традицией является посадка дерева в честь новорожденного или передача от отца к сыну, первой самостоятельно прочитанной книги. Отмечаются дни рождения, коллективные посещения кинотеатров, традиционные праздники, оформляются семейные альбомы.

40% родителей отмечают только гражданские праздники (Новый год,8 Марта, 9 Мая и др.).

20% семей, помимо гражданских праздников, соблюдают религиозные обряды (посты, религиозные праздники).

2. «Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?»

50% семей имеют общие семейные увлечения – это спорт, рыбалка, домашние животные, рукоделие, сбор грибов, кулинария.

30% семей есть увлечения, но не на них времени.

20% семей воздержались от ответа на вопрос.

3. «К каким из Ваших увлечений подключаете ребёнка?»

10% семей отметили, что есть труд, который объединяет семью – это совместные уборки в квартире, где за каждым членом семьи закреплены свои обязанности, в том числе и у ребёнка- наведение порядка в своём уголке.

60% семей подключают ребёнка к уходу за домашними животными, уходу за растениями, к работе в саду.

30% семей предпочитают сделать всё самостоятельно, не привлекая к этому детей

4. «Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающие воспитанием Ваших детей?»

50%-неработающие мамы;

30%-неработающие бабушки;

20%-работают в семьях оба родителя и справляются без посторонней помощи.

5. «Что хорошего(плохого) «приносит» ваш ребёнок из детского сада?»

60% семей отметили, что дети с удовольствием посещают ДОУ, испытывают интерес к знаниям, получают развитие в соответствии с возрастом.

20% семей желали бы, чтобы больше уделяли внимание физическому развитию детей

10% считают, воздержались от ответа.

6. «Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребёнка?»

50% семей организуют совместные прогулки, совместные чтения, играют с детьми.

30% семей специально не занимаются с детьми, привлекают к тому, что делают сами.

20% семей считают, что ребёнок самостоятельный и может сам находить себе дело.

Повторное анкетирование родителей «Семейные традиции и ценности» проводилось в мае 2019г.

В опросе участвовали 15 семей. Из 15 семей, которые участвовали в опросе: 12 полных семей (мать и отец),3 семьи неполные (один родитель занимается воспитанием ребёнка).

Анализируя ответы на вопросы в анкете можно сделать следующие выводы:

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.

Вот основные моменты показателей которые нам хотелось выделить.

До 70% повысился интерес родителей к семейным традициям, к культурно-массовым мероприятиям, которые проходят в дошкольном учреждении , родители поняли о ценности общения с ребёнком в этом возрасте.

До 70% возрос уровень совместных увлечениях родителей с детьми(кулинария, продуктивная деятельность, чтение книг, спортивные занятия, и т.д.).

98% родителей нашей группы считают, что ДОУ, которое посещает их ребёнок, действительно является той организацией, где ребёнок получает необходимый уровень знаний и умений, развиваются познавательные способности развивается творческий и художественный потенциал, развивается речь, социализируется.

90% семей стали специально координировать деятельность детей в своих семьях. Устраивать совместные чтения, заниматься физкультурой, способствовать нравственному развитию детей, поддерживать идеи педагогов по приобщению детей к национальной культуре.

Мы считаем, что работа может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями, которые должны стать активными участниками процесса, а не пассивно принимающими информацию.

К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могли участвовать в специально организованной работе детского сада. Одним из путей решения данной проблемы было постоянное информирование родителей, использование таких форм работы как выпуск памяток, информационных листов. Это позволило наладить тесный контакт между педагогами и родителями, вооружить каждого родителя знаниями о народной культуре.

Выводы:

В нашей работе наметилась положительная динамика по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Это видно по данным диагностических исследований в мае 2019г.

У большинства детей выработался устойчивый познавательный интерес к знаниям русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, чтения русских народных сказок, былин.

Дети получили представления о народных промыслах, о национальной русской еде. Знают название страны, символы, название посёлка, в котором проживают.

Большинство детей приобрели достаточно высокий уровень развития связной речи, который проявился в пересказе литературных произведений, небольших текстов. Речь детей стала более выразительной, более чёткой, дети могут интонационно передать диалог действующих лиц, персонажей сказок. Улучшилась дикция, последовательность в передаче литературных текстов.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому в группе были созданы мини - музеи «Горница», «Русские народные промыслы», «Золотая хохлома» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера.

Наши мини - музеи оборудованы детскими книжками, раскрасками, дидактическими играми по теме, рисунками русских народных костюмов промыслами, Дети часто просматривают русские народные сказки «Василиса прекрасная», «Морозко», рассматривают репродукции известных художников: В. М. Васнецов «Три богатыря», «Русский богатырь», И. И. Шишкин «Берёзовая роща», И. И. Левитан «Золотая осень», «Тишина».

Мы убеждены, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволит детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Работа над проектом будет продолжаться в дальнейшем, мы надеемся, что наши дети достигнут ещё более лучших результатов.

Мы считаем, что созданная в нашей группе система по приобщению детей к истокам русской народной культуры ,позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.

Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре.

Результатом тесного взаимодействия с семьёй явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания у детей национальных чувств, любви и уважения к русской национальной культуре, выработалась активная позиция, постепенно формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Возрос имидж образовательного учреждения в глазах родительской общественности.

Для достижения ещё более высоких результатов, мы считаем, что необходимо в дальнейшем продолжать работу в этом направлении.

Список использованных источников

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб,: Детство-Пресс 1999.

2. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.

3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

4. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998

5. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. - М., 1992

6. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998

7. Науменко Г. М. От зимы до осени. - М., 1979

8. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999

9. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999

10. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2000

11. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М.Е. - М., 2002




Просмотров: 46

Недавние посты

Смотреть все