Поиск

Лэпбук по экологии «Воспитываем юных защитников природы»

Пост обновлен апр. 26

Луцак Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ д/с № 50

г. Североморск, Мурманская область

Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека (Марк Твен).


Актуальность  «Требования ФГОС образования нового поколения к экологическому воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности» Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

ФГОС ДО Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. «Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. «Лэпбук»: -информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Цель и задачи: Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу. Дидактические задачи: • закрепление и формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к окружающему миру, к себе, к людям как часть природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются. • продолжать развивать интерес к окружающему миру, способствовать накоплению экологических знаний, воспитанию заботливого и бережного отношения к природе; • формировать интерес и любовь к природе и природным объектам

«Лэпбук по экологии «Воспитываем юных защитников природы»

Разделы: 7. «Что не следует делать в лесу» - знакомить с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. 8. «Кому нужны деревья в лесу» - познакомить детей с ролью деревьев в жизни животных, охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. 9. «Экологические сказки» - расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки; посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения; формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней; воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; воспитывать уважение к труду. 10. «Компоненты живой и неживой природы» - обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов. 11. «Сортировка мусора» - задание на сортировку, и изучать, что из чего изготовлено. формировать умения распределять предметы, сделанные из разных материалов, на группы 12. Логические раскраски про природу - развивать воображение, логическое мышление, зрительную память, мелкую моторику рук. 13. «Дидактическая игра «Собери цветы и грибы в корзинку» - развивать воображение, зрительную память, мелкую моторику рук.

Содержание работы с представленным пособием (действия, игровые правила) Раздел 1. «Стихи о природе» и раздел 9. «Экологические сказки». Ход игры: Воспитатель читает стихотворение или экологическую сказку детям. Дети отгадывают название стихотворения или сказки, отвечают на заданные вопросы. Воспитатель дает детям задание придумать сказочную историю. Дети должны придумать сказочный сюжет.


Раздел 2. «Растения, занесенные в Красную книгу Мурманской области» и раздел 3. «Животные, занесенные в Красную книгу Мурманской области». Ход игры заключается в путешествии по страницам Красной книги Мурманской области и направлен на расширение знаний дошкольников о Красной книги Мурманской области. Игра командная проходит по 2 станциям с одновременным участием игроков команды. Движение по станциям от станции к станции. Игровые правила: на станции «Зоопарк» дети по желанию изображает с помощью пантомимы, жестов, звука животное или растение. Ребята угадывают, о каком животном или растении идет речь, воспитатель рассказывает о нем интересные факты. На станции «Краснокнижники» на столах расположены картинки с изображением животных и растений Красной книги. Следует подобрать к ним карточки – названия.

Раздел 4. «Картотека опытов по экологии». Ход опыта: детям раздаются веера, дети веером машут перед лицом. Воспитатель спрашивает детей: «Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (вентилятором)». Ответы детей.


Раздел 5. «Запрещающие знаки» и раздел 7. «Что не следует делать в лесу». Ход игры: В игре может участвовать как один ребёнок, так и группа детей, которая «отправляются в лес на прогулку». При первом знакомстве детей с данной игрой, педагог сначала сам «прогуливается» по лесу, на котором распределены перевернутые обратной стороной карточки с изображением знаков. Двигаясь по маршруту, он берет любую карточку, переворачивает её и «расшифровывает». Игровые правила: Игроки двигаются по заданному маршруту, берут любую карточку, переворачивают её и «расшифровывают». За правильный ответ игроки забирают карточку себе. Игра заканчивается, когда все экологические знаки расшифрованы. Победитель определяется по количеству расшифрованных карточек за правильные ответы.


Раздел 6. «Дидактическая игра «Собери цепочку». Ход игры: Воспитатель предлагает подобрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года. Игровые правила: дети рассказывают о характерных особенностях данного времени года и помогают друг другу в ходе игры.

Раздел 8. «Кому нужны деревья в лесу». Ход игры: Воспитатель раздает детям с животными – белкой, медведем, жуком, лосем, птицей, зайцем, бобром. Дети рассматривают карточки и рассказывают какую пользу деревья приносят животным в лесу.


Раздел 11. «Сортировка мусора». Ход игры: детям предлагается экологическая ситуация:«Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Несортируемые отходы». Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем. Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать)Какие вещи можно сделать из этих материалов?


Раздел 12. «Логические раскраски про природу». Правила игры: Игроки по очереди берут карточки с контуром, называют то, что изображено, затем раскрашивают картинку, вложив её в цветную красочку-конверт. Вкладывают раскрашенную картинку в коробку «Акварель» Ход игры: Принимают участие от 1-4 детей, ведущая предлагает игрокам выбрать карточки и «раскрасить» их любой «красочкой». Игру можно проигрывать несколько раз.

Раздел 13. «Дидактическая игра «Собери цветы и грибы в корзинку». Правила игры: на полянке растут грибы и ягоды, дети снимают с пуговиц, складывают в корзинку сначала грибы, затем ягоды, описывают их по цвету, форме и величине (вязаные цветы и грибы можно поменять на ягоды и листочки).


Выводы: Реализация данного пособия сближает всех детей и воспитателя. У детей расширяется кругозор, совершенствуется мыслительная деятельность. Приносит воспитателю пополнение предметно- развивающей среды в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о природе. Значение лэпбука для дошкольников: способствует пониманию и запоминанию информации по теме, способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме, способствует повторению и закреплению материала по теме.


Заключение Лэпбук - это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Пособие направлено на решение задач экологической направленности. Содержание папки способствует расширению экологических представлений и закрепление понятий по теме «Экология. Природа». В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме. Кармашки предназначены для пополнения информации, предложенной как педагогом, так и детьми и родителями.


Список литературы 1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). 2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н.Николаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с. 3. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н.Николаева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. 4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 « Об утверждении Федерального Образовательного Стандарта дошкольного образования. 5. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» / Н. А. Рыжова. - М.: «Карапуз – дидактика», 2005. - 192 с.

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+