Бриченкова Наталья Фёдоровна
Воспитатель МБДОУ №2 "Северяночка" г. Снежногорск, Мурманская область Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме применения информационно-коммуникативных технологий при работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ
МБДОУ №2 «Северяночка», г.Снежногорск, Мурманская область.
Подготовила: воспитатель Бриченкова Н.Ф.
«Использование информационных технологий как средство проведения современных занятий в ДОУ».
В век компьютерных технологий цифровые и электронные образовательные ресурсы всё чаще появляются на занятиях в детском саду.
Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами:
- появление компьютера в детском саду намного облегчило работу воспитателя (изготовление наглядного и раздаточного материала);
- занятия проводятся на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- появляется возможность усилить мотивацию обучения;
- в процесс такого занятия включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
- чаще возникают и ярче проявляются положительные эмоции, вследствие чего увеличивается объём запоминаемого материала.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно
коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
ИКТ занимает важную роль в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- соответствие возрасту,
- занимательность.
Кроме того, мы, как педагоги-практики, должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин. На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.