Поиск

Из опыта работы в разновозрастной группе

Пост обновлен апр. 26

Мартынова Галина Степановна

Воспитатель МБДОУ № 207

г. Красноярск, Красноярский край

Краткая аннотация: В данной статье представлен опыт работы в разновозрастной группе по программе "Золотой ключик"


«Из опыта работы в разновозрастной группе ДОУ»

После продолжительного периода работы по программе «От рождения до школы» в группе общеразвивающей направленности, я стала работать в разновозрастной группе по программе «Золотой ключик».

Работа в группе, где возраст детей находится в диапазоне от 3 до 7 лет, уже предполагает для педагога целый ряд трудностей. Эти трудности связаны со знанием воспитателя всех возрастных особенностей детей, с организацией образовательной деятельности дошкольников, педагогу нужно учитывать разный уровень развития навыков самообслуживания детей, их возрастные физиологические особенности и т.д.

Но все эти трудности, как показала моя практика, легко преодолимы при использовании в разновозрастной группе программы «Золотой ключик» и внедрении в образовательный процесс парной педагогики, что предусматривается программой.

Данная программа направлена на создание условий, необходимых для полноценного проживания детьми дошкольного детства, для их счастливой, радостной жизни и эмоционального благополучия. В программе «Золотой ключик» основной акцент делается на построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими их взрослыми и между собой, на первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные.

Таким образом, следуя принципам программы «Золотой ключик», в разновозрастной группе педагогами создаются такие условия, которые максимально близко отражают модель большой многодетной семьи. Все воспитанники со временем начинают выстраивать отношения как братья и сестры, где кто-то играет роль старшей сестры или брата, а кто-то играет роль младшего братика или сестренки. При этом в процессе повседневного общения им приходится постоянно помогать друг другу, учиться друг у друга. Со временем наши старшие дошкольники стали проявлять инициативу в оказании помощи младшим в режимных моментах и в различных видах деятельности.

Воспитатели группы, узкие специалисты сада и родители, активно вовлеченные в образовательную деятельность разновозрастной группы, в рамках единого образовательного пространства, вместе с дошкольниками проживают интересную и содержательную жизнь, внутри которой совместными усилиями решаются образовательные задачи. Взаимодействие же двух воспитателей в рамках парной педагогики, позволяет взрослым отойти от понимания роли педагога как источника информации и вместе с детьми планировать и проживать события в группе.

Всем известно, что образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна осуществляться на протяжении всего дневного пребывания дошкольника в детском саду и затрагивать все виды деятельности детей, режимные моменты, совместную и самостоятельную деятельность детей. В программе «Золотой ключик» для реализации образовательных задач применяются все традиционные виды детской деятельности, но главная роль отводится ведущей деятельности дошкольников – игровой.

Игра, которая начинается в нашей группе утром во время утреннего круга и продолжается в течение всего дня, является наиболее эффективной формой взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в разновозрастной группе. Но используется не просто игра, а игра, имеющая в своей основе какой-то стержневой сюжет. Этот сюжет может разворачиваться, дополняться, изменяться, вокруг этого сюжета дети вместе со взрослыми планируют и выстраивают свою деятельность на протяжении всего дня. Содержание такой игры обусловлено происходящим в данный момент событием, т. е. игра имеет событийную направленность.

При такой форме организации образовательного процесса у дошкольников в разновозрастной группе развивается самостоятельность, творческая активность, умение планировать и анализировать свою деятельность. Дети всех возрастов получают возможность чувствовать себя равноправными участниками всех происходящих событий в группе. Событийный принцип в образовательном процессе по программе «Золотой ключик» дает возможность плавного и незаметного, естественного для дошкольников погружения в какую-либо изучаемую тему.

Так, после путешествия на Северный полюс, оказалось, что один из воспитателей как будто бы сильно простудился и, сходив к врачу, узнал, что для быстрого выздоровления ему поможет волшебный цветок, который растет там, где очень тепло. Вот только где это место, там, где очень тепло, заболевший воспитатель не знает. «Болезнь» воспитателя вызывает у второго педагога печаль, сочувствие, растерянность, а у дошкольников вызывает естественный эмоциональный отклик в душе и желание помочь «больному» взрослому. После предыдущего события, а именно путешествия на Север, дошкольники имеют представления о карте, глобусе, и легко решают вопрос о местонахождении самого теплого места, посмотрев и проанализировав с помощью второго воспитателя карту и глобус. Естественным образом получилось так, что все дети изъявили желание отправиться за волшебным цветком в Африку. Разбившись по желанию на группы, дошкольники обсудили, в группах, а потом и все вместе, что нужно взять в путешествие из одежды и еды, и на каком транспорте лучше отправиться в путь.

Хочется сказать, что вместе с детьми мы летали на самолете, бродили по Африке, изучали ее природу, растения, достопримечательности и племена и все это для того, чтобы понять местонахождение волшебного цветка. Мы встречали различных животных, знакомились с ними, а однажды помогли обезьянке Мони найти себе друзей. Узнав про волшебный остров, мы решили отправиться туда, в надежде, что найдем нужный нам цветок. Для путешествия по волшебному острову все родители смастерили своим детям интересные африканские костюмы. Пробираясь по острову, мы преодолели на своем пути множество препятствий, попали к пиратам и даже побывали у шамана. После всех необычных приключений волшебный цветок был найден, и с помощью волшебного чая «заболевший» воспитатель быстро поправился…

Я на собственном опыте убедилась, что такая форма организации жизнедеятельности в детском саду способствует не только полноценному общению детей и взрослых, но и развитию личности каждого ребенка. При таком взаимодействии воспитанников, педагогов и родителей, в разновозрастных группах происходит естественное саморазвитие игры и других видов детской деятельности. А самое главное - возникает удовлетворенность от своей деятельности, от общения с детьми, видя их счастливые лица и понимая, что все твои старания не напрасны.




Вопрос-ответ

© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+