Дифференциация звуков З - Ж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Центр развития ребёнка – детский сад №173 «Подснежник»

 

Конспект организованной образовательной деятельности.

 

 

Тема «Дифференциация звуков З-Ж»

 

Образовательная область «Речевое развитие». Подготовительная логопедическая группа

 

 

                                    

 

 Учитель-логопед

                                            Венедиктова Елена Николаевна

                                               

                             

 

                                         2018г

 

 

 

 

Цель: Учить дифференцировать звуки [З] - [Ж].

I.Образовательные задачи:

- Закреплять умение правильно произносить и различать звуки [З] - [Ж] в слогах, словах, предложениях.

-Продолжать формировать умение определять местоположение звуков  в слове, последовательность звуков [З] - [Ж] в одном слове, предложении.

II.Коррекционно-развивающие задачи:

-Развивать слуховое восприятие, через воспроизведение слоговых рядов, преобразование слов путём замены звуков [З] на [ Ж],и  [Ж] на [З].

-Развивать мелкую моторику, через пальчиковую гимнастику «Пчела»,

-общую моторику, через физкультминутку «Снежинки»,

-снятие мышечного напряжение, через релаксацию «Кокон»,

-коррекция мышления, через объяснение значения слов, через звуко-буквенного анализа слов ЗАЛ, КОЖА, КОЗА.

-просодическую сторону речи, через произнесение скороговорки диалогом с разной интонацией.

III.Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, доброжелательность.

 

 Оборудование: картина-карта путешествия, схемы слогов для чтения, раздаточный материал для звукового анализа слов, буквы З, Ж (по две каждой) на каждого ребёнка, фонограммы  звуки природы - метели, комара, жука; магнитофон,  профили звуков [З], [Ж], демонстрационные буквы, игрушки жук, комар, животных на звуки [З], [Ж].

 

 Форма проведения: подгрупповая.

 

Ход занятия:

I. Организационно-подготовительный этап:

1) Пальчиковая гимнастика «Пчела»

 Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками)

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза,

(на каждое название насекомого загибают пальчик)

Как фонарики глаза.

(делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками)

От усталости упали.

 (Роняют ладони на стол)

-Беседа по содержанию текста пальчиковой гимнастики. Ответить на вопрос: Сколько насекомых прилетело к нам (по тексту)?

 

II. Основной этап.

 1) Логопед: « Насекомые рассказали историю, которая произошла у них в лесу. Послушайте. Жук летал с цветка на цветок, кружился над лугом, пел своим низким голосом: «ЖЖЖ». Комар расправлял свои маленькие крылышки и тонюсеньким голоском пищал: «ЗЗЗ». Но вот пришла зима. Заколдовала лес, усыпила жука и комара, только звуки их песен остались. Грустно стало звукам без насекомых, и решили они их разыскать. Давайте мы отправимся на поиски насекомых. Идти будем по карте.

 

2) Попадаем на музыкальную дорожку.

А) Разбор артикуляции звуков по профилям. Определение положения языка, губ, при произнесении звуков З, Ж.

 З - . ,  Ж –   ( положение языка).

 

 

З -           Ж-       ( положение губ).

 

По схемам поём звуки З, Ж.

 

 

Б) Записать песенку буквами З ,Ж

ЖА-ЖА-ЗА,          ЗА-ЖА-ЖА,

ЗА-ЗА-ЖА,            ЗА-ЖА-ЗА

ЖА-ЗА-ЗА,            ЖА-ЗА-ЖА

3) Игра «Сугробы» (запрещённый звук [З], дети делать шаг только на звук [Ж]).

Логопед произносит слова: лыжи, узоры, снежок, изба, изморозь, вьюжная, снежинка, зимушка, мороженое, зимородок.

4) Игра «Заповедник». Чтобы пройти заповедник, нужно определить, какой звук [З] или [Ж] в названии животного, разместить их в разные загоны, определить местоположение звуков в слове.

5) Игра «Эхо». На нашем пути горы. В горах эхо. Здесь эхо-наоборот. Оно заменяют звук [З] на [Ж] или наоборот. Давайте превратимся в эхо.

Например: КОЗА - КОЖА.

ЖАЛ -…(ЗАЛ),

ЖАЛЕЙ -…(ЗАЛЕЙ),

УЖИ -…(УЗЫ),

ЛОЗА -…(ЛОЖА),

РОЗОК -…(РОЖОК).

Объяснение значения слов, выборочно.

6) Физкультурная пауза «Белые снежинки».

Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх  взлетели белой стаей (поднять руки)

Легкие пушинки. (покружиться на носках)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо)

Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку (шаги на месте)

Дети и старушки.

 

7) Игра « Телефон». Произнесение слова, содержащего звуки [З] и [Ж]. Выкладывание последовательность звуков [З], [Ж] в одном слове (Заснеженный, железо, закружить, жезл, задрожать, желтизна, замораживать, жизнь, завизжать, желтоглазый, жажда). Буквами обозначают последовательность звуков [З], [Ж] в одном слове.

8) Составление слов из букв. Игра: «Пишущая машинка». По следам звукового анализ слова (ЗАЛ, КОЗА, КОЖА).

III. Заключительный этап. 

1) Произнесение скороговорка со звуками [З], [Ж] в процессе диалога двух детей. Интонацией, выделяя вопросительной предложение. Буквами обозначают последовательность звуков [З], [Ж] в предложении.

-Железный замок заржавел?

-Заржавел железный замок.

2) Физкультурная пауза - релаксация «Кокон»

 

Этот странный дом без окон

У людей зовется «кокон».

(Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)

Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нем.

(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку.)

Спит без просыпа всю зиму.  

(Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку.)

Но зима промчалась мимо  

(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)

Март, апрель, капель, весна...

(Медленно садятся.)

Просыпайся, соня-сонюшка!

(Потягиваются сидя.)

Под весенним ярким солнышком Гусенице не до сна.

(Встают, потягиваются стоя.)

Стала бабочкой она!  

(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

3) Логопед: Помогли мы насекомым освободиться от зимы. И снова залетали жук, комар и запели свои песенки (звучат звуки природы).

4) Итог. Рефлексия.

-Чем занимались на занятии?

-Что понравилось?

 

Публикации для аттестации

Please reload

© 2015-2019 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

0+