Конспект открытого занятия " Башкирский народный орнамент"

 

Цель: систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир

Задачи:

1. Познавательные:

  • Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

  • научить передавать в аппликации цветовой и ритмический строй башкирского узора

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;

  • научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.


Оборудование занятия: для педагога– видеоролик,  набор таблиц «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана», плакаты с элементами башкирского орнамента, технологические карты, образцы выполненных работ, фонограмма башкирской музыки;
Для обучающихся – цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Ход занятия

  1. Организационная часть.
    Проверка готовности обучающихся к занятию.

II. Введение.

 Педагог:

- Здравствуйте, ребята, на прошлом занятии мы говорили о истории жизни древних башкир, чем они занимались, их образе жизни. Сейчас я предлагаю

 

 

посмотреть отрывок из видеоролика для того, чтобы полнее представить и погрузиться в атмосферу быта башкир. (просмотр видеоролика)
- Какие изделия башкирских мастериц можно увидеть в юрте?

- (Ответы детей)

- Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.

Педагог:

- Чем украшены одежда, ковры, посуда?

(Ответы детей)

- башкиры украшали одежду, обувь, жилище ярко красочным орнаментом.

III. Объяснение темы занятия.

Педагог:

- Да, одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент, поэтому тема нашего занятия «Башкирский народный орнамент»

 - Что такое орнамент?

 (Ответы детей)

Педагог:

- Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает

«украшение», «узоры».

- Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Педагог:

- узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется ритм.

 Педагог:

- Какими способами был выполнен орнамент? (Ответы детей)

 -Аппликация, вышивка, ткачество.

Педагог:

- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. (наглядность)

- Из каких элементов составляется орнамент? (Ответы детей)

- Из знаков и символов

 Педагог:

- Одним из источников орнамента является схематизирование (упрощение) реальных (животных, а отчасти и растительных) форм, характерное для

 

 

пещерного искусства. Такое упрощение приводит к системе условных знаков (сочетание черточек, точек, кружков и т.д.). (приложение №1)

Педагог:

- Какие фигуры вы видите в башкирском орнаменте? (Ответы детей)

- Кустар, солнце, звезда, бабочка,  цветок, травка, след птицы, голова лошади, рога, открытое сердце. (Ответы сопровождаются наглядностью на доске)

Педагог:

- Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента.

Элементы орнамента являлись азбукой для наших предков. Каждый знак имел свое значение. А составленный узор являлся летописью, рассказом, сказкой. В башкирском орнаменте существует следующие ярко выраженных группы мотивов:

 – амулет.

 – изгородь.

 – спиралевидные S-образные завитки.

 – юрты.

 – солнце.

 – кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия.

 – кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого народа.

 

 

 

 – пастбище.

 – гостеприимство.

Педагог:

- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Ответы детей)

- Красный, черный, зеленый, желтый В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства, цвет солнца

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый - чистота помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия и неба

коричневый – цвет старости увядания.

Педагог:

- Красота башкирских узоров достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Самый излюбленный, красный цвет, — это знак огня. Огонь давал жизнь, обогревая жилище, и предоставлял возможность приготовить пищу. Зеленый цвет — символ жизни, цвет весны, пробуждения природы. Желтый цвет — символ тепла, солнца.

( Ответы сопровождаются показом наглядности)

Педагог:

Башкирский орнамент делится на несколько ярко выраженные видов орнамента:

- геометрический – из геометрических форм, квадратики, кружочки, овалы, треугольники и т.д.,

 -растительный – из растительных элементов, листочки, завитки и т.д.,

- зооморфный – животный мир

 

 

- криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. (приложение №2)

V. Практическая работа..

Педагог:

- Ребята, как вы думаете – для чего использовались ковры?

Коврами был застлан пол в юрте. На коврах башкиры спали, отдыхали, украшали свои жилища. Днем ковры складывали в определенном месте и связывали декоративной лентой. По качеству ковров судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Для башкирского паласа характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры.

- Сегодня на уроке мы попробуем создать модель ковра, с узором характерным для башкирских ковров. На прошлом занятии мы выполнили палас с геометрическими мотивами, а сейчас мы используем зооморфные и криволинейные мотивы. Мы сегодня будем использовать технику аппликации из бумаги, а башкиры  использовали аппликацию для украшения изделий из войлока, кожи, меха. Вырезали из того же материала другого цвета узоры и нашивали на основу.

Напомнить ребятам о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Выполнение башкирского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).
Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий.

Поэтапная работа педагога вместе с обучающимися.

Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.

На первом этапе подбирается цветовая гамма для башкирского узора на ковре. Например: фон ковра будет черным, на нем красные и желтые квадраты и треугольники.

Второй этап – вырезывание одинаковых элементов рисунка ковра путем складывания листа бумаги нужного цвета несколько раз (этим способом получаем множество одинаковых элементов).

Третий этап – расположение элементов на фоне, придумывая ритмичную композицию. Приклеивание.

После каждого этапа педагог проверяет и помогает,  если у обучающегося возникли проблемы с выполнением задания. Индивидуальная работа.
VI. Обсуждение и оценка работ.
Выставка аппликаций на классной доске.
Обсуждение и оценка работ по следующим критериям:
- композиция (размер, симметрия, ритм);
- цветовое решение; 
- чистота и аккуратность исполнения.

 

Критерии по особенностям дпи:

  1. Конструктивная ясность форм

  2. Обобщенность

  3. Выразительная условность изображения (все природные мотивы, растения, птицы, животные в дпи выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве)

  4. Орнаментальность

VII. Рефлексия.

(раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить)

·Сегодня я узнал…

·Было трудно…

·Я выполнял задания…

·Я понял, что…

·Теперь я могу…

·Я приобрел…

·Я научился…

·У меня получилось …

·Я смог…

VIII. Закрепление.

В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои паласы выполнили в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.  Мастерицы использовали в основном

теплые цвета, созвучные, похожие на цвет ярких лучей солнца, которое обладает особой силой. Оно прогоняет тьму и порождаемое ею зло. От этого зла человеку нужно было защищаться.

 То, как создаются башкирские ковры ручной работы, приравнивается к настоящему искусству. Помимо того, что это ручная работа, которая требует много времени, плетение башкирских  ковров является кропотливым и тщательным трудом. Ведь каждый палас, хоть и маленький, имеет частичку

 

 человеческой души. Любовь к Родине начинается с любви к родной природе, к родному дому. Надо любить и ценить ту красоту, которая нас окружает. И сделать все, чтобы сохранить.


Приложение №1

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

 

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

 

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

 

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

 

Орнаментальные комплексы

Краткая характеристика

Применение

Примеры

1

Первый комплекс (древнейший).

Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки.

При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.

 

2

Второй комплекс.

Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн.

Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.

 

3

Третий комплекс.

Растительные узоры.

В женской и мужской одежде.

 

4

Четвертый комплекс.

Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники.

Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.

 

5

Пятый комплекс.

В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом.

Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.

 

6

Шестой комплекс.

Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные.

В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.

 

 

 

 

 

Публикации для аттестации

Please reload

© 2015-2019 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

0+