Педагогическая статья

«Формирование морально-этических представлений, норм

и правил поведения в природе у детей старшего возраста»

 

Койкова Нина Петровна -

воспитатель высшей категории

КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом

«Надежда» ОВЗ г. Кирова»

 

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.

Живая природа воздействует на ребёнка, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение дошкольника в природной среде: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки (срывают цветы, мучают – «ласкают» - котёнка, наступают на жука и др.). Необходимо систематическое воспитание ребёнка окружающими взрослыми, чтобы познание природы стало школой развития чувств, эмоций в их взаимосвязи и взаимовлиянии на нравственные поступки. Ценными бывают не только знания и опыт взрослых, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

По ФГОС ДО экологическое воспитание входит в содержательный раздел программы, и реализуется в таких образовательных областях как: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие», где основными задачами является не только ознакомление с природными явлениями, но и формирование начал экологической культуры.

Цель педагогической деятельности в экологическом воспитании заключается: в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развитие личности ребёнка.

Формирование экологической воспитанности дошкольников решаем через следующие задачи:

- Формирование системы экологических знаний, представление о ценности природы и правилах поведения в ней (интеллектуальное развитие);

- Развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы;

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие).

Успех реализации данных задач обеспечивается обязательными условиями:

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе педагогической деятельности;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения.

Для формирования морально-этических представлений опираемся на индивидуальные особенности детей, их знания и опыт, на методическую литературу.

В своей работе применяем разнообразные формы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения и труд, беседы, сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические игры, дежурство в уголке природы, работа с календарём природы, чтение художественной литературы.

В процессе деятельности используем активные методы и приёмы обучения:

- практические: экскурсии, наблюдения, игра, упражнения, элементарные опыты и эксперименты, моделирование, художественное творчество;

- словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы;

- наглядные: рассматривание картин, таблиц, личный пример взрослых.

Экскурсии в природу – это основная форма организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, развивают наблюдательность и кругозор, они связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что укрепляет здоровье детей. Ребята собирают природный материал, который в дальнейшем используем на занятиях, в играх, для приготовления поделок. Много интересного дети узнают на экскурсиях в лес, парк, луг, водоём.

Проводим экскурсии в зимний сад, яблоневый сад, огород, цветник, на которых дети не только наблюдают за ростом и изменениями с растениями и деревьями, определяют, какие условия нужны растениям, животным и птицам, какое влияние оказывает на них человек. У детей прививаются трудовые навыки, обогащается духовный мир ребёнка, формируются элементарные правила поведения в природе, дети приобретают не только знания, но и практический опыт.

Поэтому, считаем, что экскурсии – это эффективная форма работы по воспитанию морально-этических норм детей.

Значительную роль в воспитании экологической культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна участка детского дома, так как здесь дети каждый день общаются с природой. На участке организуем ежедневные наблюдения, во время которых ребята многое узнают о жизни растений, животных, птиц, любуются красотой природы во все времена. Стараемся развить умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. Свои наблюдения во время прогулок, дети отражают в календаре природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

В процессе наблюдения используем различные приёмы. Например, после однократного рассматривания предмета предлагаем детям закрыть глаза и представить себе то, что они видели, затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Наиболее эффективным приёмом наблюдений является имитация ребёнком движений, звуков, предметов и явлений природы (слушаем тишину). Предлагаем детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, показать, как передвигается жучок, гусеница, падающий листочек, нежный ветерок и др. Такие имитации заставляют детей внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление; улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».

Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры и правильное представление о природе, для постоянного общения с растениями в нашей группе создан уголок природы. Он украшает групповую комнату, даёт возможность проводить интересные наблюдения, формировать трудовые навыки. С большим желанием дети приняли предложение вырастить новое комнатное растение для пополнения растений в уголке природы. В процессе трудовой деятельности у детей воспитывались доброта, желание заботиться, эстетические чувства. Также используем опытно-исследовательскую деятельность. По мнению великого чешского учёного Я.А.Коменского «всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения».

Напомним китайскую пословицу: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Сущность наблюдений и опытов заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Поэтому, чтобы удовлетворять интересы детей, в группе  пополнили уголок экспериментирования: металлическими, деревянными, пластмассовыми, безопасными стеклянными предметами, позволяющими знакомиться со свойствами материалов. Для экспериментирования используем развивающие игры и игрушки: мозаики, головоломки, предметы неживой природы: камушки, ракушки, песок и др. На прогулке и в повседневной деятельности проводим опыты и эксперименты: «Можно ли изменить цвет воды», «Как развиваются растения», «Что любят растения», «Как сохранить воду чистой?», «Тонет – не тонет», «Как пьют растения?», «Круговорот воды в природе», «Свойства мокрого песка» и др.

Благодаря исследовательской деятельности, у детей формируются элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса, развивается познавательный интерес к окружающему миру. Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

Большое значение отводим ведущей форме деятельности – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры экологического и природоведческого содержания). Игры уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления об объектах и явлениях природы. Развивают память, внимание, наблюдательность, активизируют умственные процессы, учат применять знания, обогащают словарь.

Дети с увлечением играют в различные экологические игры: «Не ошибись», «Живое - неживое», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты», «Узнай на вкус», «Какое время года», «Отбери продукты для борща», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает», «Можно - нельзя», «Кто где живёт?», «Дары природы», «В саду, в поле, в огороде», «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек» и многие другие. Игры с предметами природы (шишки, фасоль, камешки, овощи) можно сравнить по величине, цвету, разложить по порядку, выложить узор.

Морально-этические представления (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью, содержанием которой являются впечатления о природе. Особенно ярко это проявляется, если мотивация деятельности у ребёнка достаточно сильная (например, помочь сказочному герою, игрушке или сделать подарок, рисунок, поделку дорогому человеку).

В непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим проводим беседы: «Воспитание доброты к природе»; «Чем растения отличаются от животных»; «Как сохранить редких обитателей нашей планеты»; «Как сохранить воду чистой?» и другие. Они способствуют активизации знаний детей о различных явлениях живой и неживой природы, обогащают речь, воспитывают интерес и любовь к растениям, животным и желание заботиться о них, охранять; формируют эмоционально-положительное отношение к природе.

Широко применяем чтение художественной природоведческой литературы, рассказы о предметах и явлениях природы. Используем рассматривание картин, иллюстраций, личный пример взрослых. Наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.

Для формирования у детей экологической культуры и экологического сознания мы используем экологические акции – это социально-значимые мероприятия. При этом стремимся, чтобы вся педагогическая деятельность способствовала тому, чтобы ребёнок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.

Огромные впечатления дети получили от Всероссийской природоохранной акции «Елочка, живи!», «Белый цветок», проведённых городских акциях: «Живи лес», «Покормите птиц зимой» и другие.

Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками способствует развитию гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

В результате данной работы у детей наблюдается положительная динамика:

- Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы родного края;

- Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- У детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья, размышляя о природе под влиянием взрослого, обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное  отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Публикации для аттестации

Please reload

© 2015-2019 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

0+