Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Центр развития ребёнка – детский сад №173 «Подснежник»
Конспект
организованной образовательной деятельности
«В некотором царстве»
Образовательная область «Речевое развитие» Коррекционная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Учитель-логопед
Венедиктова Елена Николаевна,
первой квалификационной
категории
2018г.
Цель: учить детей правильно согласовывать имена прилагательные и имена существительные в роде.
Образовательные задачи:
-продолжать учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё» в сочетании с существительными мужского, женского и среднего рода;
-продолжать учить подбирать слова, обозначающие признак предмета, соотносить окончания вопросительного слова «Какой? Какая? Какое? и прилагательного;
-учить подбирать имя существительное к имени прилагательному;
-учить подбирать нужное имя прилагательное по его окончанию.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память, через исправление деформированного текста; через запоминание нескольких прилагательных;
-развивать мышление детей, через нахождение нужного имени прилагательного по его окончанию, подбор имени существительного к имени прилагательному;
- развивать зрительно-пространственную ориентацию, через речь и движение «Сундучок».
Воспитательные:
-воспитывать навык сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: театральные куклы: царь, рыцарь, принцесса, чудовище, пастух, декорации: замок, башня, болото, сундук; игрушки и предметы: облако, яйцо, перо, мыло, карандаш, стол, телефон, мяч, скамейка, снежинка, ложка, коробка; пособие «Домики», волшебный шар, музыкальная шкатулка, магнитофон, фонограмма «Заставка Передачи «В гостях у сказки».
Методы и приёмы: слушание стихотворения под музыкальное сопровождение «Заставки Передачи «В гостях у сказки»», рассказ логопеда сказки, дидактические упражнения (исправление деформированных предложений; подбор существительных к прилагательному; прилагательных к существительному; прилагательных к окончанию); дидактические и речевые игры «Домики мой, моя, моё», игра с волшебным шаром «Про что можно сказать?».
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Дети заходят в зал, где сказочные декорации, сверкают фонарики, звучит сказочная музыка. Художественное слово. Чтение логопедом стихотворения:
Сказки любим с детских лет
Сказка шлёт нам всем привет
Сказки учат нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.
Наша помощь им нужна,
Вы готовы дети?
-Да!
Что ж, друзья, пора в дорогу
Поспешим мы на подмогу!
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку.
Сказка начинается….. (Под звуки музыкальной шкатулки).
2. Основная часть.
Логопед рассказывает детям сказку
«В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была красавица принцесса, храбрый рыцарь, страшное чудовище. Принцесса, как полагается, жила в башне, рыцарь – в замке, чудовище - в болоте. А ещё в этом царстве - государстве жил бедный пастух, который очень любит принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов, давал им задание, а те старались их выполнить. Но то ли задания были трудными, то ли женихи глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал: кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, кого-то рыцарь победил на турнире, а кого-то забрало в плен чудовище. И вот настал день, когда во всём царстве ни одного жениха не осталось. Один пастух ещё был на свободе. И решил он попытать своё счастье».
-Вы хотите, чтобы пастух взял принцессу в жёны?
-Да
-Тогда давайте поможем ему выполнить задания короля.
1 задание: Перед вами 3 дома, в одном живут слова, про которые мы можем сказать МОЙ, МОЯ, МОЁ. В каком доме живут слова ПРИНЦЕССА, РЫЦАРЬ, ЧУДОВИЩЕ, БОЛОТО, ЗАМОК, БАШНЯ.
2 задание: Ответить на вопрос: принцесса какая? (красивая). Обращается внимание на окончание вопроса и ответа прилагательного.
Рыцарь какой? (сильный).
Чудовище какое? (ужасное).
Сегодня на занятии будем учиться правильно называть окончание слов, обозначающих признак предмета.
3 задание: а) О ком из персонажей сказки о РЫЦАРЕ, ПРИНЦЕССЕ, ЧУДОВИЩЕ можно сказать:
Жестокий, жестокая, жестокое;
Злая, злое, злой;
Суровое, суровый, суровая;
Гордый, гордая, гордое;
Бессердечная, бессердечное, бессердечный.
б) О чём о БАШНЕ, ЗАМКЕ, БОЛОТЕ можно сказать
Холодное, холодный, холодная;
Мрачное, мрачный, мрачное;
Тёмное, тёмная, тёмный;
Страшный, страшное, страшная;
Дальнее, дальняя, дальний;
Неприступный, неприступная, неприступное.
4 задание: Физкультминутка «Сундучок». Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
К сказке в гости мы пришли (шагать на месте),
Сундучок с замком нашли (руки развести в сторону),
Справа заглянули (наклоны вправо),
Слева заглянули (наклоны влево),
И присели, и привстали (сели, встали),
И зайчонком поскакали (прыжки на месте),
Руки наши разомнем (упражнение «замок»),
И замочек отопрём («замочек» раскрываем).
III.Закрепление материала
5 задание: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В сундучке, что то лежит. Это облако, яйцо, перо, мыло, карандаш, стол, телефон, мяч, скамейка, снежинка, ложка, коробка
О чём можно сказать БЕЛАЯ?..., БЕЛЫЙ?..., БЕЛОЕ?...».
(Белая ложка. Белый карандаш. Белое перо).
6 задание: Подбирать нужное имя прилагательное к окончанию. Логопед называет окончание прилагательного, дети узнают нужное прилагательное (ЫЙ-белый мяч, АЯ-белая коробка, ОЕ - белое яйцо).
7 задание: Подобрать 3 предмета, про которые можно сказать:
Белая, белая, белый… (белая снежинка, белая ложка, белый стол)
Белое, белый, белый;
Белый, белое, белая;
Белая, белый, белое…
8 задание: «Исправить ошибки придворных, которые разучились правильно докладывать королю». Исправление деформированного текста.
-Главная Советник ещё болеет.
-Летнее день идёт дождь.
-Большой люстра в бальном зале не горит.
-Верхний ступенька парадной лестницы скрипит.
-Круглая зеркало в ванной комнате разбилось.
-Старинный книга на полке потерялась.
-Красная цветок на клумбе завял.
-Маленькое котёнок Вашей любимой кошки убежал.
-Высокий дерево в вашем парке упало.
9 задание: «Король предлагаем подобрать по несколько слов, предметов к словам – признакам». Игра с волшебным шаром «Про что можно сказать?». Дети в кругу, логопед бросает шар, называет прилагательное, дети подбирают несколько существительных к этому прилагательному.
Красный …( мяч, шар, кувшин..).
теплый... сочный... круглый... высокий... длинный... красная теплая... сочная... круглая... высокая… длинная... красное… круглое... горячее... тяжелое…
10 задание: «Последнее задание короля. Составить предложения о принцессе, короле, пастухе, рыцаре, чудовище, используя слова, обозначающие признак предмета». Дети составляют предложения.
Страшное чудовище живёт в мрачном болоте.
Прекрасная принцесса ждёт своего жениха….
IV. Итог занятия. Рефлексия.
-Чем занимались на занятии?
-Что вам понравилось на занятии?