Поиск

Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности

Пост обновлен апр. 26

Гуськова Екатерина Владимировна

воспитатель МДОУ №21

п. Удельная, Московская область

Краткая аннотация: -

Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности.


Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.


Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установление взаимосвязей и закономерностей.


Цели экспериментирования: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир и его красоту Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение) Развивать мышление, речь, пополнение словаря Знакомить с правилами техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.


Структура эксперимента: •осознание необходимости знания; •формулирование задач эксперимента; •продумывание методики эксперимента; •прогнозирование результатов; •принятие инструкций о соблюдении правил безопасности; •проведение эксперимента; •наблюдение и фиксирование результатов; •анализ полученных данных; •словесный отчет об увиденном; •формулирование выводов.


Экспериментирование в детском саду включает разные формы организации образовательного процесса: непосредственно-образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, беседы проблемные ситуации, дидактические игры и пр.


В мини-лаборатории выделяется: - место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные экспонаты, коллекции, редкие предметы; - место для приборов; -место для выращивания растений; -место для хранения материалов (природного и «бросового»); - место для проведения опытов; -место для неструктурированных материалов ( стол «песок-вода» или емкость для воды, песка, мелких камней).


Основное оборудование лаборатории составляют: приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разной формы и объема; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварель и т.д.; медицинское оборудование: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т.д.


•Основное содержание исследований производимых детьми предполагает формирование у них представлений: •о материалах (песок, глина, бумага, ткань и т.д); •о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, агрегатные состояния воды и т.д); •о мире растений ( проращивание растений – гороха, семян цветов; способы выращивания из семян, листа, луковицы и т.д.) •о способах исследования обьекта, эталоне (как заварить чай, сварить суп и т.д); •о предметном мире (одежда, игрушки ,транспорт и т. д.)


В планировании с детьми по экспериментированию младшего дошкольного возраста, рекомендуется решать следующие задачи: • сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах ,можно использовать д/и «Чудесный мешочек»); •сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба-пальто,чай-кофе и т.д. д/и « Не ошибись»); •учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений ( почему стоит автобус?); •-активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт («Почему песок рассыпается/ не рассыпается?).


Материалы для организации детского экспериментирования в группах младшего и среднего дошкольного возраста. Пуговицы, бусины; веревки ,шнурки, тесьма, нитки; пластиковые бутылочки разного размера; разноцветные прищепки; камешки разного размера, винтики, гайки, шурупы; пробки; пух и перья; разноцветные резинки; полиэтиленовые пакеты; семена бобов, фасоли ,гороха, нута; косточки и скорлупа орехов;; спилы дерева; вата, ватин, синтепон; деревянные катушки; глина, песок, пищевые красители, бумага разного вида.


Благодарю за внимание!


© 2015-2020 ВТЦ "Мультяшкино". Все права защищены.

Сетевое издание Всероссийский Творческий Центр "Мультяшкино".

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67306 от 30.09.2016 г.

  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • Instagram

0+